Галерея «Свиное рыло» на набережной Фон­тан­ки открылась после ремонта, причем событием, которое можно считать «бомбой», – первой большой персональной выставкой Васи Ложкина «Волшебный мир Кобыло­задовска». Выстав­ка открыта до 2 октября. 

Хотя, пожалуй, «так много Васи» в одном месте мы раньше не видели, его творчество известно любому пользователю Интернета: картины размещены на различных ресурсах, бесконечно «перепощиваются» в соцсетях, ими украшают кружки, майки, календари.

Самое неожиданное, когда смотришь на оригиналы, – что это именно картины, написанные вручную на холсте… правда, не маслом, а акрилом, но не суть. Именно картины – рукотворные, станковые, часто большеформатные. При этом по жанру и стилю – это карикатура, комикс. Но на вопрос корреспондента «Вечернего Санкт-Петербурга», не хочет ли художник прибегнуть к какой-нибудь менее трудоемкой технике, Вася ответил, что это ему неинтересно, а интересно писать «по старинке».

Впрочем, он и не Вася вовсе, и не Ложкин – художника по-настоящему зовут Алексеем Куделиным.

lozhkin-kopejkin

И никакого Кобылоза­дов­­с­ка тоже нет, Вася его придумал; за образец, как он утверждает, взят родной Сол­нечногорск Московской области. Хотя вряд ли в Сол­нечногорске коты живут человеческой жизнью, как и медведи и зайцы. А вот старушка с топором – один из любимых сквозных персонажей – разгуливать по любому городу российской провинции может вполне. Своих старушек художник любит и считает их красивыми. Ну про красоту можно поспорить, но в монументальности им не откажешь.

Наверное, еще больше, чем старушек, художник любит рыжих круглоголовых котов, которые «живут» на его картинах и вместе со старушками, и отдельно, собственными семьями. На вопрос, пользуется художник непосредственными жизненными впечатлениями или его творчество суть обобщение, Вася Ложкин ответил, что человек он чадолюбивый и семейственный и часто, рисуя семьи котов или зайцев, думает про собственную семью, но это не обязательно.

lozhkin-2

Помимо серии котов на выставке есть серия картин, герои которых – полена с носами. «Это недобуратины, – объясняет Вася Ложкин. – Ведь сначала Джузеппе нашел полено с носом, а потом уже папа Карло довел до его ума. Впрочем, Буратино был не очень большого ума, а эти… ну совсем». А на вопрос, не видят ли в этих полешках, да и в старушках и котиках, соотечественники себя и не обижаются ли за столь мрачную картину мира, художник ответил, что такое, конечно, бывает, но это неправильно: «У них самих мрачная картина мира. У меня все очень доброе, когда смотришь на мои картинки, нужно смеяться».

lozhkin-1

Как утверждает надпись на одной из картин, если долго всматриваться в картину Васи Ложкина, то она посмотрит на тебя. Это, конечно, не только ницшеанство, но и отсылка к пословице «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». На картинах часто присутствует текст как важная, неотъемлемая их часть. А это – и черта жанра карикатуры как такового, и намек на «лозунговость» постсоветского сознания, которое обнаруживает очевидную преемственность с советским. Герои Ложкина ищут врагов и перекладывают на них ответственность за все окружающее, при этом живут тихой, сновидческой обывательской жизнью. А мы в свою очередь любим их, украшаем их изображениями свои жилища и втайне надеемся, что все же не совсем такие. Потому что, вглядываясь в волшебный мир Кобылозадовска, мы действительно смеемся.

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here