В Манеже можно увидеть картины самого знаменитого китайского художника. Горы, реки, осенние листья, цветы лотоса, снег. И китайские иероглифы, которые кажутся европейцам всего лишь красивым узором, а на самом деле скрывают в себе стихи. В ЦВЗ «Манеж» проходит масштабная выставка Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы». 

Его отрекомендовали как самого знаменитого и, что подчеркивали на вернисаже особо, самого дорогого художника современного Китая.

Он привез двести работ, выполненных в древней китайской технике гохуа, которые заняли оба этажа Манежа. Цуй Жучжо приехал в Петербург, чтобы лично представить выставку.

Корреспондент «Вечёрки» впервые попал в Манеж после реконструкции. Пространство изменилось и, хотя очень жаль широкую мраморную лестницу, на которой раньше разыгрывались перформансы, следует признать, что выставочный зал обрел более современный и стильный вид. Лестницу же сделали узкой ради того, чтобы вмонтировать лифт. Теперь люди, которым сложно подниматься по ступеням, могут взлететь на второй этаж. Изменилась и публика. В былые времена на вернисажи приходили бородатые художники в растянутых свитерах и потертых джинсах и богемные девушки всех возрастов. Посмотреть на медитативные работы знаменитого китайца пришла модная публика, одетая дорого и элегантно.

aki_3525

Конечно, журналистов интересовало, почему художник полагает, что его картины должны стоить дороже, чем работы Пикассо и Ван Гога. Цуй Жучжо в ответ прочел мини-лекцию об успехах китайской экономики. По его словам, чем более успешно будет развиваться экономика его страны, тем дороже будет цениться на арт-рынке китайское искусство. Кроме того, высокие цены на картины китайцев будут означать признание китайской художественной традиции на мировом уровне. Такой вот он патриот.

Пока китайцы лидируют на азиатском арт-рынке, картины Цуй Жучжо продаются за десятки миллионов. В 2015-м серия его работ «Великий снежный пейзаж» ушла с молотка за 30 млн долларов. Большой успех, хотя до Пикассо все же далеко, так что есть над чем работать. Чтобы закончить разговор о прозе жизни, стоит сказать, что покупают картины китайских художников чаще всего китайские же коллекционеры, поддерживая таким способом национальное искусство. Что тут скажешь – молодцы.

Но поговорим об искусстве. В аванзале публику встречает инсталляция – ворота, очертания которых напоминают о древних храмах Китая. На обеих стенах висят работы Цуй Жучжо, демонстрирующие технику гохуа (живопись тушью и водяными красками) и чжихуа (изображение создается касанием пальцами, а не кистью). Процесс трудоемкий, особенно если учесть любовь художника к масштабности: величина некоторых картин исчисляется десятками метров. Например, свиток «Снег на красных кленовых деревьях лежит, а горы Сишань простираются вдаль» достигает 60 метров в длину. Куратор выставки – ректор Академии художеств Семен Михайловский сообщил, что свиток Цуй Жучжо создал к дню рождения дочери всего за три месяца. Кстати, 200 работ, которые мы видим, сделаны художником за последние пять лет. Если учесть, что ему уже за 70, работоспособность поражает.

aki_3331

Рассматривать километры этих безлюдных пейзажей поначалу приятно, они действуют успокаивающе. Однако быстро утомляешься, поскольку они однообразны. «Кажется, что перед тобой одна бесконечная серая картина», – пожаловалась коллега. Напоминает трассу «Скандинавия», по которой едешь в Финляндию: все лес да лес, «терпи и точка». Меняются лишь названия. Они – особенные, похожие на лирические стихи. Вот вам несколько, выбранных наугад. «Тысячи гор опьянели от снега». «Осенний ветер приносит благоухание лотоса». «Солнце опустилось за синие вершины». «Прошлой ночью снег укутал землю тонким покрывалом». «Пестрой лентой убегают вдаль цветы». «Осенний ветер качает зеленые ветки». Красиво ведь? Справедливости ради скажу, что среди публики были и те, кого работы художника просто заворожили, – люди бродили по Манежу как в трансе. Они говорили, что картины располагают к созерцанию и медитации. Посмот­ришь – и все твои проблемы покажутся ничтожными. 

 

Кстати

В апреле 2014 года картина Цуй Жучжо «Заснеженные горы», проданная с аукциона за 3,7 миллиона долларов, пропала из пятизвездного отеля в Гонконге. Записи с камер наблюдения показали, что уборщики случайно забрали свиток вместе с мусором, который затем был вывезен на свалку. Туда сразу же отправились полицейские, но найти следов картины в горе мусора не удалось. Администрация заявила, что отель не несет никакой ответственности за пропажу произведения.

Юрий Образцов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here