В Мраморном дворце открыта выставка петроградского авангарда

До 14 ноября здесь можно получить ключ от квартиры. И с его помощью открыть многие тайны и смыслы петроградского авангарда бурного десятилетия – с 1915 по 1925 год. Выставка «Квартира № 5», по словам Натальи Козыревой, одного из кураторов, очень проста.

– Она – о творческой молодежи Петрограда, о том, чему они учились, как складывалось их мировоззрение, что нового они привнесли в искусство.

Глазами Николая Пунина

Внутри выставки, как в матрешке, – маленькие монографические экспозиции. Они представляют 14 художников, составлявших ядро этого объединения. Душой его был историк искусства, художественный критик, а после революции – комиссар Эрмитажа и Русского музея Николай Николаевич Пунин.

Он пришел в эту казенную квартиру при Академии художеств, принадлежавшую семье художников Бруни, в 1915 году, когда круг уже сложился. Но именно он сделал ее достоянием истории искусства Петрограда – Ленинграда. И выставка показывает творчество и искания художников его глазами.

«Присядь на цвет и форму»

Малевич, уже создавший к 1915 году свой «Черный квадрат», не стал кумиром «квартирантов». Они предпочли ему Владимира Татлина. В воспоминаниях современников можно прочитать, что Татлин ненавидел Малевича. Спорили они яростно, каждый отстаивал свою позицию. Малевич в «манифестах» о супрематизме делал упор на цвет и форму. Татлин – на предмет, который должен быть превращен в произведение искусства. Вспоминают, как однажды Татлин просто вышиб стул из-под Малевича и ехидно предложил ему присесть на «цвет и форму».

img_5410-166

«Татлин был нам нужен как хлеб», – писал Пунин. В те годы Татлин еще не создал проект грандиозной «Башни Третьего Интернационала» и только мечтал о летательном аппарате (созданный впоследствии «Летатлин» все-таки не смог взлететь). Но он уже показал в Москве и Петрограде свои контррельефы – объемные композиции на холсте из металлических конструкций, дерева, стекла и штукатурки.

Художники, собиравшиеся по четвергам в квартире на Университетской набережной, были потрясены ими. Как писал Пунин, живопись была ими забыта, они пилили и строгали.

К сожалению, эти работы не дошли до нас, мы можем видеть только запечатлевшие их фотографии и выполненные по ним впоследствии реконструкции.

Так, Май Митурич, сын одного из ведущих «квартирантов» Петра Митурича, реконструировал знаменитую «Азбуку» поэта Велимира Хлебникова. В витрине – россыпь кубиков с буквами, из которых складывались стихи и – больше того – новый язык поэзии. Петр Митурич был другом Хлебникова, иллюстрировал многие его «заумные», гениально-невнятные стихи – на выставке есть рисунки к «Разину».

А еще – карандашный портрет Хлебникова и его же изображение на смертном одре. Хлебников умер в 1922 году в деревне Санталово на руках Митурича. Тот похоронил его и на могиле, кобальтом, написал «Председатель земного шара».

В наследство ему Хлебников оставил две не очень чистые наволочки, набитые стихами.

Остановленные на бегу

Художники «Квартиры» были блестящими рисовальщиками. Среди рисунков, которые мы видим на выставке, много реалистических. Чего стоит целый зал, занятый знаменитыми «Натурщицами» Николая Тырсы, стиль которых Пунин обозначил как «металло-бронзовый».

img_5426-177

А как хорош выполненный Петром Митуричем карандашный портрет Осипа Мандельштама, который тоже бывал в квартире № 5. Сидящий в кресле поэт выглядит надменным, надмирным, но облик, чуть шаржированный, передан очень точно. Даже видны его знаменитые пушистые ресницы, о которых вспоминают многие знавшие его.

Во многих рисунках нет ничего от страшного времени, когда рушился мир. Трудно оторваться от пастели Льва Бруни «Женщина с собакой». 1920 год. Первые годы после революции. Гражданская война.

И что же мы видим? Красивая дама в коралловом платье, с ярко накрашенными глазами держит на руках, как ребенка, преуморительную собачку. Надо видеть «лицо» собаки – обиженное и словно нахмуренное, будто ее только что поймали за шалостью и пожурили. Собака выглядит живее хозяйки, которая похожа на красивую куклу.

Рассказать обо всех 14 героях выставки, увы, невозможно. Перед входом в анфиладу выставочных залов есть стенд с их биографиями. Почитайте обязательно. Судьбы многих трагичны. Святослав Нагубников и Ростислав Воинов погибли во время Гражданской.

Артур Лурье уехал из России, слал оттуда письма Ахматовой, предлагая приехать к нему. Она не ответила. Осип Мандельштам был замучен в лагере. Николай Тырса умер зимой 42-го, в блокаду.

Петру Митуричу повезло больше, он умер в Москве в 1956 году в своей постели. Но в последние годы он совсем перестал рисовать, ведь его работы были невостребованными.

Николай Пунин был арестован в 35-м году, но благодаря хлопотам Ахматовой его выпустили. Однако в 49-м арестовали вновь. Он умер в лагере в 1953 году, уже после смерти Сталина, так и не дождавшись реабилитации.

Русский авангард, который начинался так мощно, был остановлен на бегу.


Юрий ОБРАЗЦОВ

Фото Татьяны Горд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here