Полку рыцарей в Петербурге прибыло.

Недавно к закованным в железные латы воинам, восседающим на лошадях в Рыцарском зале Эрмитажа, добавились их собратья в Арсенале в Царском Селе. 

Уникальной коллекцией средневекового оружия и рыцарских доспехов мы обязаны Николаю Первому. Он еще в детстве увлекся Средневековьем, турнирами в честь прекрасных дам, историей крестовых походов и поисков священной чаши Грааля и всей прочей рыцарской романтикой. Не охладел и став взрослым. Одни называли его последним рыцарем Европы, другие считали солдафоном, утверждая, что он был солдатом по образованию, профессии и даже по внешности.

IMG_1344

Еще будучи великим князем, император зачитывался романами Вальтера Скотта. Он посетил писателя, который жил в Шотландии в замке Абботсфорд. Впоследствии он повелел архитектору Адаму Менеласу перестроить барочный павильон Монбижу в Александровском парке в неоготическом стиле. Там и размещалась коллекция. На нее можно было посмотреть, купив билет. То есть Арсенал был по сути дела публичным музеем.

В середине 1880-х годов коллекция была перенесена в Императорский Эрмитаж. Согласно записям хранителя Эрмитажа Флориана Жиля, в коллекцию входили «сабли, шпаги и мечи, луки, колчаны и стрелы; копья, пики, алебарды и секиры; ружья и карабины; пистолеты, щиты; доспехи, шишаки и проч.; латы; кольчуги; седла, лядунки, самострелы…».

Обновленная экспозиция Арсенала, которая возрождает замысел Николая Первого, создавалась ГМЗ «Царское Село» совместно с Эрмитажем.

– Когда мы начали работать над воссозданием экспозиции, то обратились за помощью к эрмитажным коллегам, – рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Михаил Борисович Пиотровский отнесся к нашей просьбе благосклонно. Эрмитаж передал нам на временное хранение множество уникальных вещей, в том числе доспехи XVI века. Также экспозиция пополнилась и вещами, приобретенными нами на аукционах.

Встречает посетителей композиция «Посвящение в рыцари». Далее следует зал, заполненный доспехами разных эпох. Доспехи надеты на безликие манекены, за поднятыми забралами – пустота. Но вдруг ваш корреспондент взглянул в витрину и оторопел: из-под забрала смотрел человек.

Словно сбылся кошмар, который мучил в детстве при посещении любимого всеми мальчишками Рыцарского зала в Эрмитаже: а что если под латами кто-то спрятался? Оказалось, сохранился манекен XIX столетия и доспехи так и показывают на нем. Хоть бы предупредили…

Стоит обратить особое внимание на бутафорский доспех из меди, покрытой золотом. Если учесть дороговизну материала, можно предположить, что он принадлежал кому-то из Романовых. Бутафорские или карнавальные доспехи часто использовались для каруселей – популярных в дворянской среде в Европе XIX века своеобразных рыцарских маскарадов, во время которых воссоздавались турниры. О каруселях рассказывает фильм, который демонстрируется в Арсенале. А еще карусель можно увидеть на большом живописном полотне Ораса Вернье, на котором запечатлена знаменитая карусель 1842 года, устроенная в честь серебряной свадьбы Николая Первого и Александры Федоровны в Царском Селе.

На картине все выглядит весьма романтично. В реальности же, судя по воспоминаниям современников, все было далеко не так радужно. Для каруселей обычно использовали бутафорские, легкие доспехи, а тут почему-то решили надеть настоящие, из Арсенала.

Воспитатель великого князя Константина Федор Литке оставил в своем дневнике запись о памятном празднестве:

«…Надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии должны были управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. Словом, тоска наполняла душу, пока все не кончилось!»

Центр экспозиции – великолепный восьмиугольный Рыцарский зал на втором этаже, который приобрел восточный колорит.

Там, где при Николае стоял огромный дубовый стол как напоминание о короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола, разместился шатер турецкого султана, устланный мягкими коврами. А в витринах кроме европейского и русского оружия много восточного.

Любопытно посмотреть и на уцелевшие предметы мебели и интерьера, выполненные в стиле неоготика. Многие из них имеют интересную биографию. К примеру, изящная ваза синего стекла, устремленная вверх, как готический собор.

Ираида Ботт, замдиректора ГМЗ «Царское Село» по науке, рассказала, что ваза не пережила в войну эвакуацию – разбилась. Вернулась в музей в виде груды осколков. И вот спустя семьдесят лет реставраторы собрали ее по кусочкам – в буквальном смысле. Каких-то фрагментов не хватило, их заменили полимерами. Дополнять подлинное стекло новыми фрагментами нельзя по правилам научной реставрации. А полимеры легко можно будет убрать, если, допустим, случится чудо и где-то обнаружатся «родные» осколки.


Юрий ОБРАЗЦОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here