До 4 сентября в Музее игрушки (наб. Карповки, 32) идет выставка «Туба-народец Лукаса Дюблина». 

Швейцарский художник практически неизвестен в России, и экспозиция в Музее игрушки — первая выставка Дюблина в нашей стране. Но у себя на родине его знают все: художник прославился как создатель уникальных мобильных витражей, ценят его и как выдающегося живописца и графика. К тому же Лукас Дюблин — философ, натуралист и математик. 

Возможно, в России о нем не узнали бы никогда, если бы куратор выставки, создатель и первый директор Музея кукол Мария Марченко-Мари не приехала однажды в Швейцарию по приглашению тамошнего музея керамики. Там она познакомилась с художником, и он пригласил ее в гости на салат.

Мария признается, что так и не узнала всех ингредиентов этого замечательного салата — знает лишь, что все они выращены художником собственноручно, в его саду.

Дюблин построил себе дом вдали от цивилизации, в деревне — среди сыроварен, лесов, полей стоит огромное здание из бетона и стекла. Художник редко покидает свое жилище, было время, когда вообще никуда не выезжал, ни в каких художественных мероприятиях не участвовал.

Последние работы художника — дробные, сложные, огромные живописные полотна Марию не вдохновили. Но, восхищенная салатом, она продолжила знакомство с творчеством художника — и обнаружила выдающиеся живопись и графику. А главное — нашла героев нынешней выставки, обживших укромные уголки дома: это фигурки, сделанные из алюминиевых тюбиков из-под краски.

Некоторые из них похожи на самураев, другие — на цирковых артистов, третьи — на влюбленных.

IMG_8113

Художник называет их «туба-народец» и создает от случая к случаю, в минуты досуга. Впрочем, в ход идут не только использованные тюбики: на выставке есть фигурки из гнутой проволоки, различных пластиковых упаковок, а голова кошки сделана из мешочка из фольги — в такие упаковываются хлопья к завтраку.

В принципе ресайклинг, изготовление предметов искусства из отходов — модное нынче направление ввиду популярности экологической темы. Но фигурки Дюблина, наверное, — не совсем тот случай. Сам художник объясняет их появление так: «В детстве, во время войны, я собирал собственную маленькую сокровищницу из того, что не имело никакой материальной ценности. Я привык сохранять все, в том числе тюбики из-под краски. Стремление придавать смысл ничего не значащим предметам — свойство моей натуры. Тубы антропоморфны. У них есть туловище, плечи, шея и голова-крышечка. Бесконечная фантазия открывает в них самых разных персонажей: атлетов, воинов, демонов, героев и других. Эти человечки как-то незаметно заселили все мое огромное ателье. Мария Марченко-Мари была очарована этими бесполезными вещицами и быстро очистила мой дом от туба-банды!»

Когда Мария, приехав к художнику еще раз, предложила выставить фигурки в Санкт-Петербурге, он очень удивился: «Эти фигурки я никому не показывал, я их для себя делаю». — «Но это как раз моя специализация!» — возразила Мария.

«Он тогда еще показал мне рисунки, которые называет дневником. Листы не имеют названий, пронумерованы — он все нумерует. Фантастические рисунки, много ню, но музей у нас детский. Поэтому мы выбрали рисунки, которые тяготеют к абстракции, но везде можно найти эротический подтекст». Все рисунки тушью и пером, без названий. И только одна работа в цвете, на ней изображено окно в сад художника — как прорыв в параллельный мир.

В планах Марии — подготовить более обширную экспозицию и показать в одном из питерских выставочных пространств: «Художник этого заслуживает. Может быть, ради этого он даже выйдет из своего «затвора» и приедет в Россию».


Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here