Еда на колесах вписалась в городскую жизнь, но пока она вне закона. 

Еда на колесах, так называемые фуд-траки, стала привычным атрибутом петербургских фестивалей, пикников, корпоративов на пленэре и других массовых мероприятий. 

Выкрашенные яркой краской и расписанные узорами автомобили, оснащенные кухонным оборудованием с окном для приема-выдачи заказов, как правило, предлагают классический ассортимент стрит-фуда: хот-доги, бургеры, лапшу, блины – все, что можно съесть на ходу и что кажется особенно вкусным на свежем воздухе. Отдельная категория фуд-траков – автомобили, оборудованные кофемашинами, – предлагает любимый питерский напиток «с собой» по ценам вдвое меньше, чем в стационарных кафе.

В центр не пускают

В Петербурге сегодня, по оценкам экспертов, количество фуд-траков исчисляется десятками, и занимались этим видом бизнеса до недавних пор в основном энтузиасты. Но в последнее время ставку на мобильный общепит сделали и серьезные рестораторы, которые стремятся поставить этот бизнес на широкую ногу и максимально разнообразить меню фуд-траков. Например, веселый расписной фургончик от известного ресторанного бренда «Гинза Проджект», который расположился рядом с КЦ «Великан Парк», предлагает кроме бургеров, хот-догов, шавермы еще и мексиканскую национальную еду – кесадилью.

Фуд-траки появились в Америке и постепенно распространились по всем мегаполисам мира. Суть мобильного общепита – доставить еду к месту большого скопления народа, например, к метро в час пик, а потом быстро перебазироваться в другое место, скажем, к стадиону, где завершился футбольный матч. Однако сейчас свободно передвигаться по городу фуд-траки не могут, поскольку их правовой статус законодательно никак не определен.

– Нам приходится устанавливать передвижные кофейни на земле, принадлежащей частным владельцам, поэтому мы торгуем только в спальных микрорайонах, где есть свободные территории. В центр нас просто не пускают, поскольку мы как бы вне закона, – рассказал представитель известной в городе сети кофеен «Кофе Mobile», которая появилась на рынке Петербурга пять лет назад. – В таких условиях вести бизнес очень трудно, мы еле выживаем. Разговоры о том, что будет принят закон, регламентирующий работу фуд-траков, ведутся уже три года, но дело с мертвой точки не сдвигается.

Бизнес на энтузиазме

Месяц назад в центре Петербурга случился скандальный инцидент, участником которого стал владелец небольшой мобильной кофейни Константин Савченко. Молодой человек припарковал на обочине у храма Спас-на-Крови свой кофемобиль. Однако тут же появился эвакуатор с намерением отправить фуд-трак на штрафстоянку.

Савченко прыгнул в салон кофемобиля и заперся внутри. Пять дней он просидел в машине, чтобы спасти свой бизнес, пока наконец его отпустили с миром. Однако не исключено, что теперь бизнесмена ждет судебное разбирательство.

еда на улице

– В принципе работа фуд-траков не запрещена, но чтобы его разместить, требуется согласовать с властями место стоянки автомобиля, а это слишком долгая процедура, – поделился один из владельцев фуд-трака – Павел Остроумов. – Если сам фургон под мобильную кофейню можно переделать за месяц, то на получение разрешения уходит до трех месяцев. При этом весь смысл передвижного кафе теряется, потому что надо стоять на одном месте, передвигаться куда-либо запрещено. К тому же если постоянно арендовать участок земли, то необходимо платить за его аренду наравне со стационарными объектами. Мой знакомый, например, платит 30 000 в месяц. Для такого не очень высокодоходного бизнеса, как наш, это очень много. Тот же знакомый в день продает кофе всего на 5000 рублей. То есть выручка с трудом покрывает затраты, а в иные месяцы вообще не покрывает, поэтому он сейчас выставил свой бизнес на продажу.

По словам Павла, содержать сейчас фуд-трак на самом деле очень хлопотно, так как пока можно заработать в основном, только участвуя в крупных мероприятиях по выходным. Такая возможность представляется преимущественно в летнее время, зимой приходится надолго ставить фуд-трак в гараж. Поэтому многие, как и сам Павел, занимаются этим бизнесом как хобби, имея еще и основную работу.

Другое дело, если фирма имеет несколько фуд-траков, тогда игра стоит свеч. Сейчас одиночек-энтузиастов с рынка все активнее вытесняют крупные ресторанные сети, у которых гораздо больше возможностей и хорошие перспективы в этом бизнесе. Однако владельцы одиночных фуд-траков все же надеются, что с принятием закона их жизнь упростится.

Приехал, продал и уехал

– После того как в бытность губернатором Валентины Матвиенко в городе были снесены сорок тысяч ларьков и киосков под предлогом наведения порядка на городских улицах и площадях, разоренный малый бизнес ринулся искать другую нишу и нашел ее как раз на рынке фуд-траков, – комментирует председатель Ассоциации малого бизнеса Петербурга Алексей Третьяков.

– Теперь сценарий повторяется: на том месте, где раньше у станций метро стояли ларьки, теперь выстраиваются всевозможные автолавки и фуд-траки. Приходилось даже видеть автолавку со снятыми колесами, потому что ездить ей все равно никуда нельзя.

Получается – от чего ушли, к тому и пришли. С той лишь разницей, что ларьки были подключены к электричеству и водоснабжению и там персоналу можно было хотя бы помыть руки, а фуд-траки и автолавки такой возможности не имеют. Поэтому выделение постоянного участка для стоянки фуд-трака – это нонсенс.

Фуд-трак должен работать по принципу «приехал, продал и уехал». Власти и законодатели в конце концов должны разобраться, к какой цели они стремятся. И исходя из этого создавать нормы закона о мобильной торговле.

По информации федеральных СМИ, закон о мобильной торговле, который регламентирует деятельность фуд-траков и кофемобилей, разработан. В соответствии с его положениями муниципалитетам будет предоставлено право разрабатывать схему размещения передвижных точек общепита таким образом, чтобы у них не было соблазна встать там, где это будет мешать проходу пешеходов или движению транспорта. С другой стороны, фудтраки получат возможность перемещаться между стоянками.

Весной законопроект о мобильной торговле был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен для заключения в Минюст. Внесение законопроекта на рассмотрение Госдумы нового созыва планируется осенью.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here