В столице новый культурный бум. 

В Третьяковской галерее проходит выставка Ивана Айвазовского. Приуроченная к 200-летию со дня рождения художника, она включает 120 полотен, а также графические работы, архивные документы и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством мастера. Из Русского музея сюда приехало более 50 картин, среди которых настоящая жемчужина коллекции – «Девятый вал». 

Уже в декабре полотна вернутся в Петербург вместе с другими экспонатами – такая же выставка пройдет и в нашем городе. А пока москвичи и гости столицы, которые хотят взглянуть на работы великого мариниста, стоят многочасовые очереди в здание Третьяковки на Крымском Валу, в том самом парке «Музеон», который печально прославился на днях благодаря хулиганскому гонщику на BMW.

О том, что попасть на выставку будет непросто, я поняла, только оказавшись на официальном сайте Третьяковки. Администрация музея настойчиво просит посетителей приобретать билеты в кассах только в самом крайнем случае, в не крайних же случаях – покупать на сайте. Ближайший доступный билет – через две недели. Однако такое раннее бронирование не всегда удобно, и билеты часто сдают – тогда они появляются в продаже за день-два до даты посещения. Такой билет удалось приобрести и мне.

Тому, кто в Доме художника впервые, попасть в помещение Третьяковской галереи будет непросто – дружелюбные москвичи направляют «на Айвазовского » в центральные двери, к которым подходишь с легким удивлением: где же, собственно, очередь, уже прославленная как новый российский культурный ренессанс?

Неужели кассовая система доведена до автоматизма, и все посетители попадают на выставку мгновенно? Но работники музея разворачивают гостей: тем, кто пришел смотреть на картины мариниста, – боковой вход.

И, свернув за угол здания, понимаешь: нет никакой автоматической системы. Вот она, наша очередь – живая, бурлящая, змейкой тянущаяся вдоль галереи.

В будни в музей хотели попасть больше сотни человек – не считая тех, у кого электронные билеты. Памятуя о печальном опыте выставки Серова, Третьяковская галерея запустила систему, сравнимую с киносеансами: в электронном билете фиксируется точное время посещения выставки, и в указанный час гости легко попадают в галерею через отдельный вход.

Живую очередь, состоящую из людей, которые решили купить билет на месте, предупреждают на каждом шагу: вам стоять долго. Гостеприимные музейщики установили таблички: если вы стоите у подножия лестницы, осталось примерно 60 минут. Если вы стоите у дверей в галерею и думаете, что уже одной ногой на выставке, – осталось 30 минут.

Как гласят таблички, очередь продвигается медленно: 20 человек за полчаса (в то время как электронных билетов на те же полчаса – около двухсот). Однако предупреждения не пугают посетителей – очередь растет стремительными темпами. Встаю за приятной немолодой женщиной (которых в очереди примерно половина от общего числа), сразу же за мной занимает место мужчина лет тридцати пяти.

– Вот это очередь! – заводит он разговор. – Сорвался с работы пораньше, и то, наверное, не успею зайти.

– Это потому, что тут выставляют картины, которые нигде больше не увидишь! – отвечает моя интеллигентная соседка.

– Надо было вам электронный билет покупать, – вздыхаю я.

– А так можно? – оживляется мужчина. – А где, прямо на ихнем сайте?

Жадный до культуры москвич исчезает. Третья участница нашей беседы говорит, что такой вариант не для нее: она приехала из города Королева, что в Подмосковье, специально на выставку, и простоит хоть до закрытия. Благо, хорошая погода и ни одно облачко не намекает на новую московскую моду – аномальные ливневые дожди.

Вокруг дамы в возрасте обсуждают Музей Айвазовского в Крыму и рассказывают, как «стояли на Серова»: было и холодно, и долго, многие не дожидались, кому-то становилось плохо. Сейчас же все – в прекрасном расположении духа, даже дети, тоже составляющие большую часть очереди.

Подходит время электронного билета, и я попадаю в галерею. Кажется, что люди, которые стоят в очереди, и те, кого вижу в выставочных залах, – совершенно разные. Между картин лавирует молодежь, она же сидит на скамеечках, уткнувшись в смартфоны – делится с друзьями восторгами своего культурного просвещения. Однако до настоящего кайфа далеко – любители выкладывать снимки о себе, любимых, надо полагать, с ужасом обходят Третьяковку.

Дело в том, что на выставке запрещено фотографировать, даже мобильными телефонами, – за этим строго следят. Сделать селфи с «Девятым валом» не получится – рядом с картиной стоит бдительная смотрительница, которая сразу же оказывается рядом с нарушителем. Несмотря на подобную виртуальную жестокость, надо отдать должное музею – просто поклонникам живописи можно рассматривать картины в тишине, забыв о тщеславных щелчках и вспышках.

Здесь много парочек: армянский юноша с гордостью рассказывает девушке, что настоящее имя художника – Ованнес Айвазян и он никогда не забывал о своем народе. Есть тут и посетители, которых можно встретить на любой модной выставке, – мамы с младенцами в слингах. Есть и те, кого встретишь только на Айвазовском: дедушки и папы – настоящие мужчины, рассказывающие детям, что такое штиль, как устроен корабль и почему чайки перед бурей летают низко.

Выйдя из галереи, вижу, что очередь значительно выросла и к концу рабочего дня станет еще больше. Уже начинает накрапывать дождь, но никто не уходит. В чем феномен такой тяги к искусству? В случае с Серовым выставка стала популярна в последние дни – сразу после того, как ее посетил президент и это показали федеральные каналы.

На Айвазовского стояли и со дня открытия, и в середине, и вряд ли мягкая московская осень отвадит кого-то от посещения ее в конце. Этот художник любим в народе, его картины узнают и понимают даже люди, далекие от искусства. Социальные сети пестрят записями с одинаковыми комментариями: «Я не большой знаток живописи, но эта выставка произвела на меня огромное впечатление».

А значит, москвичи и гости столицы выстоят любую очередь, чтобы в центре Москвы оказаться на море. Пусть даже это море и написано на холсте, оно все равно выглядит, как заметила на выставке девочка лет семи, как живое!


Анастасия САМСОНОВА (Москва – Петербург)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here