Как перестать путать искусство с хулиганством. 

Четыре года назад на пересечении Индустриального проспекта и шоссе Революции появился Музей стрит-арта. Мрачные индустриальные пейзажи заводской окраины преобразились и вдруг стали местом встречи интеллектуалов и богемы двух столиц. 

ЗайцевИдея радикального изменения облика расположенного здесь Завода слоистых пластиков принадлежит председателю совета директоров Дмитрию ЗАЙЦЕВУ.

– Кто-то покупает особняки в Лондоне, кто-то – яхты… Музей стрит-арта – это ваше хобби?

– Я не согласен, что искусство – это хобби. Я не знаю, что в моей жизни первично – бизнес или искусство. Все взаимосвязано. Бизнес – это ведь тоже своего рода искусство.

– Какую цель вы перед собой поставили, создавая культурный объект на территории действующего завода?

– Я хотел вывести уличное искусство на легальный уровень и сделать первый в Европе Музей уличного искусства.

– То есть вы хотите сказать, что в европейских странах нет ничего подобного?

– Есть много вдохновляющих примеров: в Лондоне выделена отдельная территория для граффитистов, в Риме одно из предместий полностью расписано… Но это просто расписанные стены, не культурная институция. У нас же музей, дом, где живет искусство.

– Вы лично следите за процессами, происходящими в стрит-арте?

– Знаете, в Петербурге больше художников, чем исследователей. Поэтому мы нанимаем кураторов, которые формируют ту или иную выставку и экспозицию. Например, новую выставку «Через границы/Сквозь ограничения», открывшуюся в мае, сделал английский антрополог и куратор Рафаэль Шактер.

Музей стрит-арта

– С чего началось ваше увлечение уличным искусством?

– Так получилось – произошел резкий переход от классики к уличному искусству, минуя современное, которое мне никогда не нравилось. А уличное – это совсем другое дело. Оно живое, несет в себе энергию.

– Откуда у вас предубеждение против современного искусства?

– На мой взгляд, сегодня в современном искусстве слишком много бизнеса и технологий. С другой стороны, много концептуальных вещей, которые сложно понять, – такое искусство оторвано от реальной жизни.

– Вы хотите изменить отношение молодых людей к музею как мертвому пространству для хранения прошлого?

– Разве для кого-то секрет, что сегодняшние музеи умирают? Во всем мире музейное сообщество пытается понять, что должен представлять собой современный музей – это шоу, или выставка, или организация, которая занимается научным исследованием? Я вижу музей по-другому. Мне не совсем приятно бывать в тех музеях, где чувствуешь, что ты попал на кладбище искусства.

Музей стрит-арта

– Ваш музей находится далеко от исторического центра. Удалось преодолеть предубеждение, что на окраинах искусству не выжить?

– Где родился, там и пригодился. Музей уличного искусства может располагаться только вдали от достопримечательностей. Вот наш музей расположен в районе, где 350 тысяч жителей, – это, по европейским меркам, целый город.

Статистика показывает, что шестьдесят процентов жителей таких районов, как, например, Красногвардейский, только раз в две недели выбираются в центр города и явно не на выставки. Поэтому музей должен быть ближе. Мы обратились к городским властям с просьбой организовать бесплатную развозку от метро, но пока этот вопрос на рассмотрении.

– К вам придет молодой человек, и ему скажут: граффити – это искусство. Хотя это не всегда верно, потому что часто – примитивное хулиганство. Как разрешить это противоречие?

– То, что нельзя остановить, нужно возглавить. Не надо запрещать, но разрешить в соответствии с определенными правилами. И вместо серых стен мы будем видеть картины.

Музей стрит-арта

– Что думают работники завода о проходящих здесь мероприятиях?

– Они в них участвуют. Правда, сначала относились ко всему как к блажи руководства. Но постепенно мнение изменилось.

– Уличное искусство включает в себя отнюдь не только граффити, но различные жанры: это и музыка, и театр, и цирк, и танец…

– Конечно, у нас проходил даже фестиваль фуд-траков «Еда на колесах», который посетили более трех тысяч человек. Это своеобразная «культура еды», связанная напрямую с уличным искусством. Уличное искусство – это то, что делается на улице и для прохожих, для всех, кто рядом находится. По каким-то характеристикам невозможно отличить, допустим, уличную музыку от неуличной. Все определяет место.

Поэтому каждое лето мы делаем фестиваль аудиовизуального искусства Present Perfect, второй год у нас проходят театральные показы фестиваля «Точка доступа». А еще дадим площадку Инженерному театру «АХЕ», чтобы его участники могли репетировать и показывать у нас свои спектакли.

– Неужели на заводе столько пустующих цехов?

– Мы используем и действующие помещения. Основная задача – из завода сделать музей, из музея сделать завод.


Полина ВИНОГРАДОВА

Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here