В музее «Петергоф» играют в крокет и варят варенье. 

Игра была в разгаре. Элегантно одетые господа в соломенных шляпах-канотье, котелках и полотняных костюмах аккуратно тюкали молотком на длинной ручке по шару. 

– Что это, крокет? Или крикет? – заговорили в толпе зрителей.

– Это именно крокет. Побеждает тот, кому понадобится меньше ударов, чтобы провести шар через воротца. Вроде мини-гольфа. Мы вот решили показать вам, какому досугу предавались сто лет назад отдыхающие в петербургских пригородах, – объяснили публике.

Солнышко освещало идиллическую картину, господа были изящны и приветливы, молоточки делали «тюк», газоны были подстрижены идеально, а вокруг были расставлены кадки с огромными агавами и другими какими-то совсем уж немыслимыми растениями.

Все это напоминало иллюстрацию к кэрролловской «Алисе», где тоже играют в крокет при дворе королевы: такой сюрреалистично-викторианский шик. Результат англомании, которая в какой-то момент охватила светскую жизнь Петербурга.

А как еще сто – сто пятьдесят лет назад развлекались горожане, сбежавшие от петербургской жары, пыли и хандры на дачу? Где именно они жили? Что ели и пили? Чем занимали своих детей?

На исходе лета хоть чуть-чуть самим приобщиться к этому блаженному досугу позволят «Петергофские дачники» – новый культурно-исторический проект, которыми в последнее время обильно потчует нас ГМЗ «Петергоф». Это ни много ни мало уже 32-я постоянная экспозиция в музее-заповеднике. Она торжественно открылась на отреставрированном втором этаже Фермерского дворца парка Александрия.

Дачи не строили, а снимали

– Музей получился очень нетрадиционным для ГМЗ «Петергоф», – рассказал нам заведующий отделом «Музеи Александрии» Вадим Снакин. – В основном внимание музеев Петергофа сосредоточено на жизни именно августейшей семьи. А вот «Дачники» посвящены больше истории города, истории дачных участков, которые во множестве появились здесь, вокруг императорской резиденции.

Здесь есть довольно много и о царственных особах, для которых «дачей» был именно этот Фермерский дворец, но в основном речь идет о тех, с кем нам легче себя сравнить.

Первое, что мы видим, – объявления о съеме или продаже дач. Если снять дачу могла себе позволить творческая интеллигенция (рублей за сто – сто пятьдесят в сезон), то приобрести дом было делом гораздо более дорогим: они стоили тысячу-другую. Поэтому дачи чаще снимали. Добирались сюда с имуществом кто как – на пароходе, по железной дороге или вовсе старым добрым способом: на извозчике.

«В девятнадцатом веке по Петергофской дороге просто не проехать было: одна повозка со скарбом за другой ехала в сторону Петергофа, Стрельны или Ораниенбаума», – живо рассказывает, будто вспоминает, Вадим Снакин.

И дальше во вполне логичной последовательности: мы попадаем на крыльцо средней петергофской дачи, сидим (почти) за столом за самоваром под террасной лампой, заглядываем в гардеробную посмотреть на белоснежные платья, наслаждаемся звуками музыки Антона Рубинштейна в «кабинете творческой интеллигенции», ощущаем всю пышность в покоях аристократа, заходим в детскую и смотрим настоящие живые картинки из волшебного фонаря…

Во дворе перестали уже играть в крокет, а вместо того выставили медный таз с настоящим дачным вареньем, на которое все без исключения пускали слюнки.

Петергоф (2)

Появились и другие дачные господа в костюмах и платьях, среди которых мы увидели и генерального директора «Петергофа» Елену Кальницкую с кружевной «омбрелькой» в руке.

– Сегодня мы играем в очень милую историческую игру. Мы все в образе дачников, а у меня в руках настоящий зонтик моей бабушки, – сказала Елена Яковлевна. – «Петергофские дачники» – это огромный массив интереснейшей информации, над которой работали более двух сотен человек: исследователей, реставраторов, дизайнеров.

Наши стенды – не просто для красоты, почитайте их обязательно!

А в одном из зеркал, которое на самом деле потайной компьютерный экран, внезапно мелькает образ – девушка в белом платье одной из великих княжон, призрак давно ушедшего времени.

Монархическая ботаника

Одновременно с «Дачниками» ГМЗ запустил и другой «александрийский» проект: «Peterhof. Herbarium».

– Здесь экспонатами стали сами растения в парке Александрия! Парк заговорил. И это очень важно, это доказывает, что Александрия – не ЦПКиО, а уникальный объект культурного наследия, – настаивает Елена Кальницкая.

«Гербариум» – это маршрут по примечательным деревьям и кустарникам Александрии, а заодно и рассказ о том, как почти мгновенно, «по манию царя», заболоченная прибрежная местность, покрытая ольховым и осиновым лесом, преобразилась в роскошный английский парк для супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны.

Понадобилось заказывать разные сорта деревьев и кустарников в лучших питомниках России и Европы; Александра Федоровна лично утверждала планы посадок в Собственном садике, располагавшемся близ дворца Коттедж.

– Растения здесь становятся такими же ценными предметами, как и музейные коллекции, – рассказывает главный специалист по ландшафтной архитектуре ГМЗ «Петергоф» Ольга Волкова. – Здесь есть деревья и кустарники, которые могут рассказать ничуть не менее интересные истории о парке и его владельцах.

Император и императрица самолично указывали на плане места, куда нужно сажать растения. Императорские дети участвовали в посадке растений.

Территория вокруг Фермерского дворца и Коттеджа вообще формировалась как собственные садики монарших особ. Это – ботаническая коллекция императоров.

Мы поинтересовались: а как сейчас организован уход за монаршими растениями?

– Сегодня о парке заботятся не менее тщательно, чем в имперские времена, – отвечала нам Ольга Волкова. – Тут дело не в количестве, а в качестве. Зимой постоянных рабочих меньше – их около тридцати человек. Летом – больше раза в два. Отдельная смета – уход за старыми деревьями.

В других парках – свои команды. В Нижнем парке в сезон работают около ста человек. Плюс к этому у нас есть отдельные механизированные бригады, которые занимаются стрижкой и косьбой.

Двадцать один стенд «Гербариума» посвящен и ботаническим свойствам растений, и их роли в александрийской истории. Карту для путешествия можно будет скачать на телефон при помощи QR-кода, который есть на любом стенде. Выставка продлится до конца сентября, но возобновится, возможно, и в будущем году.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here