Американские художники Андреа Станислав и Дин Лозов работают над проектом, посвященным блокаде. 

Андреа и Дин, работающие вместе с 2003 года, впервые приехали в Россию в 2013 году в рамках V Московской биеннале современного искусства. Затем стали участниками арт-резиденции при Арт-центре «Пушкинская 10». Резиденция предоставляет художникам жилое и рабочее пространство, главное условие участия – создать художественный проект о Санкт-Петербурге. 

Хорошее отношение к лошадям

Пожалуй, самой известной была их акция «Nightmare» («Ночное видение»), созданная в 2014 году. В одну из июльских ночей по Неве и другим рекам Санкт-Петербурга проскакала белая лошадь.

«Nightmare»

Иллюзия скачущей лошади была создана благодаря двум видеоэкранам, установленным на речном теплоходе, а сам теплоход был затемнен. Показ этой и других работ прошел 9 августа в официальной резиденции генерального консула США в Санкт-Петербурге. Дата важна, мы к ней еще вернемся.

Зрителям продемонстрировали фрагменты видео, и открывала показ как раз «то ли лошадь, то ли виденье».

«Санкт-Петербург – идеальное пространство для этого проекта, – говорит художница, – это город смысла и город мысли. Образ лошади тоже обрел здесь дополнительный смысл: это диалог со знаменитой конной скульптурой города – Медным всадником, лошадьми Клодта». Белая лошадка как раз отправлялась в путь от Аничкова моста. На вопрос одного из журналистов, почему скачущую лошадь ведут в поводу, Андреа ответила, что невидимая рука означает человеческое присутствие.

Горячий лед

Были показаны и другие работы – например, «River to Infinity – The Vanishing Points» («Река бесконечности – точки схода») снята в Америке, на льду озера Тахо.

Зеркальные столбики с заостренными верхушками стоят в снегу, а потом взрываются. Момент взрыва повторяется и повторяется, создавая ощущение бесконечности. Обычно видеоряд, сам по себе несущий смысловую нагрузку, в готовой работе становится лишь фоном: многоканальное видео демонстрируется на стенах зала, пространство которого занимают различные объекты. Стеклянные безголовые лошади (головы сняты на видео) вращаются на круглом зеркале и отражаются в зеркалах на стенах, на которых нанесены астрологические таблицы.

Зеркало – вообще один из любимых предметов художников. Зеркала присутствуют и в инсталляции «Полпоколения», посвященной Дубаю. Смысл названия, объяснили художники, в том, что обычно города строятся долго, за это время успевает смениться несколько поколений, а Дубай построили даже не за жизнь поколения, а всего за полжизни.

Черный квадрат

Художники живут в Америке и про блокаду прежде не слышали. Узнали о ней в России и, потрясенные, решили художественными средствами выразить свое отношение к подвигу ленинградцев.

Работают над проектом с 2015 года. Сейчас он носит название «The Will to Remain Human» («Воля остаться людьми»), хотя поначалу зарисовки, фотографии, макет демонстрировались в Галерее «2,04» на Пушкинской, 10, под названием «Забудь свое прошлое».

Видео, сопровождающее будущую инсталляцию, трехканальное. На экранах – загородные ландшафты, памятник «Разорванное кольцо».

Периодически в центре изображения возникает анимированный черный квадрат, который порою трансформируется в прямоугольник: тут и явная ассоциация с «Черным квадратом» Малевича, и символическое изображение пустоты, вторгающейся в живой мир. Березы в лесу, повязанные красными тряпками, – пионерские галстуки? Скорее, символ крови. Непарадный Петербург: подвалы, замусоренные берега Финского залива… Людей почти нет: изредка на экране мелькнет какой-нибудь человек – как стаффажная фигурка.

«Отчего в проекте под названием «Воля остаться людьми» совсем не показаны люди?» – спросили мы авторов.

«Это обычно для актуального искусства: смыслы не подаются готовыми, а генерируются в голове у зрителя. Именно зритель и должен «остаться человеком», – ответили художники.

«Важно рассказать о блокаде людям за пределами России, которые о ней не знают, и молодому поколению в России напомнить об этих событиях. Мы хотим говорить об этом через глубь времен, без злободневного содержания», – говорят авторы проекта.

Перевернутые пюпитры Художников особенно потрясло, что в блокадном Ленинграде продолжали творить люди искусства.

Центральной темой проекта стала премьера Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Андреа и Дин продемонстрировали макет инсталляции. В зале будет размещен объект, напоминающий памятник «Разорванное кольцо», на нем – белая птица, круглая скульптура, изображающая трех белых волков. Вдоль стен расставлены пустые рамы, а на одной из стен закреплены перевернутые пюпитры – в память о музыкантах, исполнивших Седьмую симфонию.

Музыкант Денис Сорокин рассказал, что у зрителей на выставке в Галерее «2,04» перевернутые пюпитры вызывали ассоциацию с… лопатами. На вопрос, имелся ли в виду намек на снег и похороны, Андреа ответила: «Форма у лопаты несколько другая, когда в инсталляции будут использованы настоящие пюпитры, такая ассоциация не возникнет. Но мне нравятся неожиданные идеи и трактовки. Мы всегда стремимся к двойному смыслу».

Инсталляцию «Воля остаться людьми», совмещающую скульптуру, аудио- и видеоэлементы, планируется показать на нескольких площадках в России и США, и премьера, по мысли авторов, должна состояться в Санкт-Петербурге.


Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора и Владимира Михайлуца

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here