В Петербурге растет число жалоб на работу жилищно-коммунальных служб. 

За семь месяцев 2016 года в жилищную инспекцию города поступило 22 100 обращений граждан. Для сравнения: в комитет имущественных отношений, жилищный комитет и комитет по благоустройству претензий пришло в два раза меньше. О том, почему именно жилищным инспекторам предпочитают жаловаться петербуржцы, «Вечёрка» поговорила с заместителем главного государственного жилищного инспектора СПб Юрием КУЗИНЫМ. 

– Юрий Эдуардович, с какими вопросам горожане чаще всего приходят?

– Больше всего петербуржцев волнуют вопросы, связанные с неверным расчетом квитанций за жилищно-коммунальные услуги. По этой теме инспекция получила более 6000 обращений. Всплеск жалоб наблюдается с 2012 года, когда вступили в силу новые правила расчетов. На втором месте по частоте – обращения, связанные с санитарным содержанием лестничных клеток и дворов. С начала года 2400 горожан обратили внимание инспекторов на эти проблемы. На третьем месте – обращения, связанные с работой управляющих компаний.

Четвертое место по популярности заняли вопросы, связанные с перепланировкой помещений. На пятом месте – вопросы содержания фасадов домов. Стоит отметить, что больше всего жалоб поступило от жителей Центрального и Невского районов.

При этом в 80 процентах случаев петербуржцы обращаются к нам не с жалобами, а за… советом. Они хотят получить разъяснения, как им правильно применять расчеты за жилищно-коммунальные услуги, какими правами и льготами они при этом могут пользоваться. Учитывая это обстоятельство, в жилищной инспекции решено открыть пилотный проект «Диалог с жителями». В его рамках раз в неделю будет работать комиссия, в состав которой войдут специалисты инспекции по разным направлениям: юристы, инспектора, специалисты лицензионного контроля, эксперты по работе с объединениями собственников жилья.

Жителей будут принимать по предварительной записи. Это позволит представителям инспекции заранее подготовиться к встрече и собрать предварительную информацию о проблеме. За три-четыре месяца планируется оценить востребованность такого формата. Но думаю, что проект получит продолжение.

– Знать свои права потребителя сегодня, видимо, надо и тем, кто имеет долги по оплате жилищно-коммунальных платежей. Ведь с 1 июля заработал упрощенный порядок взыскания задолженности за ЖКУ, который грозит серьезными неприятностями неплательщикам. Однако есть должники, которые задолжали 300 тысяч рублей, а есть те, кто не платит два месяца, потому что остался без работы. Не получится ли так, что наказывать будут всех подряд?

– Наказывать чохом точно не будут. Новый порядок взыскания задолженности затронет в первую очередь тех, у кого большие суммы долга. Действительно, в Петербурге есть граждане, у которых долги по ЖКУ составляют 200 – 300 тысяч рублей. И могу сказать, что некоторые из них не платят не потому, что у них нет денег.

Они отказываются платить, потому что считают, что им плохо оказывают услуги и тем самым их права нарушены. Это, кстати, приводит к тому, что долги управляющая компания перекладывает на плечи их соседей, которые платят…

Проблема задолженности за ЖКУ в Петербурге на самом деле стоит очень остро. Сумма неплатежей сегодня достигает нескольких миллиардов рублей. И эта цифра сопоставима с той, которую выделяет бюджет на капитальный ремонт города. Если бы граждане погасили просроченную задолженность за коммуналку, то очень много чего можно было бы сделать хорошего в нашем городе.

При этом в Петербурге очень сильный бюджет, за что, кстати, некоторые регионы на нас даже обижаются. У нас, например, плата за ЖКХ не может превышать 14 процентов от совокупного дохода семьи.

Если она больше, то остальное доплачивает город.

Приведу пример – семья пенсионеров живет в двухкомнатной квартире площадью 50 кв. метров. Их совокупный доход составляет 30 тысяч рублей. Это значит, что за квартиру они будут платить не более 4000 рублей в месяц. На мой взгляд, 14-процентный рубеж – это очень сильная защита.

– Какой объем штрафов был взыскан с УК?

– За полгода мы наложили на управляющие компании взысканий на 60 млн рублей. Думаю, что за год эта цифра составит уже около 150 млн рублей. Штрафы в первую очередь связаны с нарушением содержания многоквартирных домов.

– Вы назвали цифры наложенных штрафов, а сколько из них реально оплачено?

– На самом деле управляющие компании погашают все наложенные на них штрафы. Система подразумевает, что если ты вовремя не оплатил штраф, то дальше придется платить уже в два раза больше. И например, если ты сегодня не заплатишь 40 тысяч рублей, то уже завтра придется выложить 120 тысяч. Поэтому тянуть с платежами в этом вопросе – себе дороже.

– Есть ли какое-то правонарушение, которое вам особенно запомнилось?

– Я работаю в горжилинспекции с самого начала ее существования. И на моей памяти много разных примеров. Последний такой случай связан с историей, произошедшей в Купчине на улице Ярослава Гашека, 7. Когда элемент балконного ограждения упал на маму с ребенком. Оказалось, что председатель ТСЖ этого дома вообще не проводил никаких обследований здания, хотя дом 606-й серии был построен еще в начале 70-х годов.

Таким образом, фасады без ремонта прослужили более 40 лет. Это срок, когда необходимо проводить капитальный ремонт. Но если нет возможности его сделать и нет на это необходимых средств, то надо было хотя бы провести инструментальное обследование фасада, чтобы знать, что нужно сделать, чтобы дом «дожил» до капремонта.  А председатель ТСЖ даже не удосужился «обстучать» фасады. В итоге все кончилось плачевно.

После этого мы провели обследование домов этой серии по всему городу – около трехсот зданий. Оказалось, что у всех одна проблема – асбестоцементная плита ограждающих конструкций удерживается только металлическим каркасом. За 40 лет он просто сгнил. Мы выдали предписания исправить все нарушения: слабодержащие элементы должны быть заменены, балконные ограждения – укреплены.

Сложностей в этой работе нет. Есть проблема – как попасть в квартиры петербуржцев, когда там находится общедомовое имущество. 70 процентов петербуржцев коммунальщиков в свои квартиры предпочитают не пускать. Поэтому, например, для ремонта балконных ограждений зачастую приходится привлекать высотников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here