Три философа поселились в Ораниенбауме. 

«Три философа» Бернардо Строцци продолжат диспут, который они ведут уже больше трех столетий, в Картинном доме в Ораниенбауме. На днях полотно знаменитого итальянского художника эпохи барокко пополнило собрание ГМЗ «Петергоф». Картину купил для музея благотворитель Владимир Кондратенко, который присутствовал на церемонии передачи ее в дар. 

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф», назвала это событие выдающимся не только в культурологическом, но и в человеческом плане:

– В нашей жизни хорошее и плохое существуют рядом. Но кажется, плохого стало больше. Новости сегодня часто напоминают сводки трагедий. Тем более ценно, когда случается что-то хорошее.

По ее словам, картина Бернардо Строцци не входила в собрание Картинного дома, подробное описание которого оставил наставник великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, выдающийся ученый Якоб фон Штелин.

После загадочной смерти Петра III Екатерина II (возможно, к этой смерти причастная) повелела передать коллекции в Петербург – в Академию художеств, Кунсткамеру, императорский Эрмитаж, Публичную библиотеку. Сегодня собрать все это вряд ли возможно.

В Картинном доме сейчас лишь пять картин, которые висели здесь при Петре Федоровиче. Остальные подобраны по аналогии, соответствуют эпохе и вкусам знати той поры.

В экспозиции много произведений искусства, предоставленных Ораниенбауму другими музеями на условиях временного хранения. Развеска – шпалерная, когда картины сплошь покрывают стены.

Картина Строцци близка собранию Картинного дома и коллекциям XVIII столетия, что подбирались для императорских дворцов.

Как рассказала Елена Бортникова, хранитель живописи Ораниенбаума, полотна Строцци ценились на антикварном рынке и в Европе, и в России. Живопись Строцци имелась в собраниях великокняжеских дворцов – Шереметевых, Шуваловых.

– Картина Строцци «Три философа» появилась на аукционе в Венеции в 2006 году. Потом всплыла в Мюнхене. И в 2014-м появилась в России. Мы совместно с коллегами решили, что полотно идеально впишется в собрание Картинного дома. И вот с помощью благотворителя полотно пополнило наше собрание. Сохранность картины хорошая, она реставрирована, холст дублирован, на новом подрамнике. Нам придется лишь немного поработать с лаком, – говорит хранитель живописи Ораниенбаума.

Журналисты видели полотно на мольберте, в зале, где расположена основная коллекция Картинного дома. Но вскоре она займет свое место в кабинете-библиотеке Петра Третьего. Его обстановка и атмосфера типична для жилища ученого-аристократа и чем-то напоминает кабинет Фауста.

Предметы, заполнявшие подобные комнаты, запечатлены на многих натюрмортах жанра vanitas – астрономический глобус, солнечные часы, скрипка (Петр III очень любил музыку и сам играл на скрипке Страдивари), старинные книги, угасшие свечи. Они перекликаются с антуражем картины Строцци, где мы видим глобус, и армиллярную сферу, и книги, и письменные принадлежности.

Сюжет о диспутах философов, который мы видим на картине Строцци, был распространен в живописи. Самая известная картина на эту тему принадлежит Джорджоне. Его философы загадочны. Исследователи полагают, что художник мог воплотить в них три возраста человека (юноша, зрелый мужчина и старик) или различные стороны человеческого характера. Они могут быть и аллегориями различных наук.

На вопрос, кто изображен на картине Строцци, по словам Елены Бортниковой, тоже существуют различные варианты ответа.

– Возможно, это Платон, Пифагор и Диоген – знаменитые античные философы, – считает она. – Но у персонажа, изображенного слева, – очки, так что вполне возможно, что это какие-то современные художнику люди. А может быть, художник хотел передать различные эмоции, свойственные человеку, разные темпераменты, взгляды на мир.

Можно предположить, что персонаж, изображенный справа, который хохочет в лицо зрителю, не смущаясь из-за отсутствия переднего зуба, воплощает оптимизм. Он смеется в лицо судьбе, презирая бренность человеческого тела, потому что знает, что мысль бессмертна.

Спор, вероятно, происходит между центральным и правым персонажами. Тот, что слева, в очках, пытается успокоить спорщиков.

О чем они спорят, мы не узнаем. Можем только предполагать, ведь проблемы, которые стоят перед каждым человеком, в сущности остались прежними.

Приобретение ГМЗ «Петергоф» полотна Строцци – событие чрезвычайно важное. До сей поры картины его кисти можно было увидеть только в собрании Эрмитажа («Исцеление Товита» и «Аллегория искусств») и ГМИИ им. Пушкина («Старая кокетка»).


Юрий ОБРАЗЦОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here