В ноябре пересечь Петербург с юга на север можно будет за 20 минут. 

Недавно вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что сквозное движение по Западному скоростному диаметру – платной автомагистрали, связывающей юг и север города, – откроется в ноябре. После этих слов на строителей ЗСД посыпались обвинения в переносе сроков – дескать, раньше обещали закончить к августу. 

Как пояснили «Вечёрке» в ООО «Магистраль Северной столицы» (это компания, которая финансирует и организует строительство), окончание работ, как и раньше, запланировано на конец 3-го квартала этого года. Но для запуска движения по трассе нужно оформить ряд документов, провести испытания, получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Именно эта процедура и займет оставшееся до ноября время. Одновременно будет проведена часть работ по благоустройству территории вокруг магистрали. Завершить его полностью собираются уже после начала эксплуатации дороги.

Чтобы лично убедиться в том, что строительство ЗСД вышло на финишную прямую, «Вечёрка» побывала на нескольких стройплощадках на Васильевском острове, через который проходит значительная часть строящегося Центрального участка дороги.

По суше

Трасса ЗСД начинается от развязки с КАД в южной части города, затрагивает район Морского порта, через Канонерский остров идет на Васильевский и далее, задевая край Крестовского, – на север до дороги Е-18 «Скандинавия».

Строить диаметр начали в 2005 году, в 2012-м было полностью открыто движение по Южному участку, а в 2013-м – по Северному. Но закончить их было проще, чем центр, ведь они идут в основном через сушу по насыпи. А Центральный участок, хоть и является довольно коротким (его протяженность 11,7 км), полностью возведен на искусственных сооружениях: мостах, эстакадах, в полутоннеле и тоннеле.

Трасса подходит к Васильевскому острову с севера по мосту через Петровский фарватер. При этом развязку ЗСД с Крестовским островом делать не планируют, хотя дорога и проходит близко от стадиона. Просто уличная сеть небольшого острова не способна выдержать потока машин в дни футбольных матчей, а в итоге в пробке может встать и ЗСД. Так что единственный на сегодня спуск с магистрали на Центральном участке – это развязка с набережной Макарова. Еще одна развязка в перспективе может соединить диаметр со Шкиперским протоком, для нее на трассе уже предусмотрены «уши» – специальные расширения полотна.

ЗСД 2

Через сам Васильевский остров дорога проходит в выемке или полутоннеле, она «утоплена» на 6 метров по сравнению с окружающей территорией. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние шума и света фар проносящихся по 8-полосной скоростной магистрали машин.

Дело в том, что в некоторых местах ЗСД проходит буквально в десятках метров от окон жилых домов.

– Сейчас стройка идет круглые сутки, в две смены, – рассказал «Вечёрке» начальник управления по связям с общественностью ООО «Магистраль Северной столицы» Андрей Цапу. – Ночью шуметь запрещено, поэтому рабочие прокладывают кабели, бето-нируют дорогу. А в то время, когда велись самые громкие работы, мы вдоль стройки ставили дополнительные шумозащитные экраны.

После окончания строительства на участке между ЗСД и жилыми домами на Морской набережной хотят разбить парковую зону, которая станет еще одной защитной полосой. А на берег Финского залива можно будет пройти или проехать по мостам над ЗСД, которых наведут пять.

Лишь в одном месте – под рекой Смоленкой дорога опускается на 11 метров ниже уровня воды и из полутоннеля уходит в тоннель. Он уже полностью готов, сейчас по стенам прокладывают инженерные коммуникации, в ближайшее время начнется отделка. Там, где это возможно, верхний свод сделан не сплошным. В нем предусмотрены отверстия для дополнительного освещения и вентиляции. Основание трассы – бетонная плита заложена, осталось только покрыть ее слоем щебня и заасфальтировать.

При этом на спуске в тоннель асфальт уже залит.

Тем временем на участке дороги в южной части Васильевского острова нижний слой асфальта также проложен, сейчас монтируются мачты освещения и защитные барьеры по краям дороги. Ездить здесь уже можно, чем и пользуются сами строители.

Над водой

Все мосты на магистрали – неразводные. С открытием Центрального участка Васильевский остров впервые перестанет по ночам превращаться в «резервацию», а оправдание «не мог попасть домой, потому что мосты развели» утратит актуальность.

Вместе с тем многих волнует вопрос: как же корабли будут заходить в Петербург?

Тут есть одна тонкость. Дело в том, что все фарватеры, кроме Морского канала, довольно мелкие, поэтому крупногабаритные суда заходят в город через него. Учитывая это, двухъярусный мост через Морской канал сделали самым высоким в городе. Высота его судоходного пролета над водой – 52 метра. Этого достаточно для прохода всех кораблей, кроме двух парусников: «Крузенштерна» и «Седова».

– Мы физически не могли сделать мост еще выше, – говорит Андрей Цапу. – Есть предельные уклоны, это ведь дорога, на ней нельзя построить лестницу под любым углом. А если нарушить эти уклоны, ездить по мосту будет небезопасно.

Но главное – мы ведь строим согласно проекту, который прошел Главгосэкспертизу и получил все необходимые согласования, в том числе от ведомств, отвечающих за судоходство.

Все бетонные работы на мостах уже выполнены, опоры установлены. Сейчас заканчивается монтаж русловых пролетов. А после, когда движение по участку запустят, строителям еще предстоит разобрать временные эстакады, наведенные под мостами для того, чтобы подвозить стройматериалы.

– Для возведения мостов мы использовали почти все известные современные технологии, – рассказывает Андрей Цапу. – Это и подъем конструкций с акватории, и простой подъем с помощью кранов, и надвижка – когда части моста собираются на специальном стапеле, а затем двигаются по опорам к месту установки. Например, таким образом мы строим самую массивную часть двухъярусного моста через Морской канал. Сейчас там остались уже считаные метры – и полотно сомкнется.

Строительство заканчивается и на вантовом мосту через Большую Неву. Здесь осталось установить всего три блока руслового пролета, натянуть оставшиеся ванты, поставить ограждения – и ЗСД будет замкнут. Можно заливать асфальт.

Прямая речь

Андрей Цапу, начальник управления по связям с общественностью ООО «Магистраль Северной столицы»:

– ЗСД уникален тем, что создается не в чистом поле, а в условиях плотной городской застройки: промышленной и жилой. Поэтому строить его очень сложно. На юге трасса проходит по эстакаде через территорию Кировского завода, буквально в паре метров над крышей одного из цехов. Кроме того, этот проект состоит из разных частей: мостов, эстакад, тоннеля. Центральный участок технически сложный, и наша главная задача – достроить его. При этом уже сейчас, даже без центральной связки, магистраль пользуется спросом. В сутки происходит до 70 тысяч поездок по каждому участку, то есть всего около 140 тысяч. Когда же откроется центр, мы ожидаем рост трафика от 30 до 100 процентов, ведь вариантов проезда будет намного больше. Но главное – появится сквозной проезд с юга на север, представьте себе: пятимиллионный мегаполис можно будет проехать за 20 минут!

Что же касается системы оплаты, мы стараемся максимально ее упростить. Для этого бесплатно выдаем водителям транспондеры (специальные устройства, которые крепятся на лобовое стекло машины, средства с них списываются автоматически. – Прим. ред.).

Расчет наличными длится в среднем 13 секунд, что в часы пик вызывает очереди на пункте оплаты. А с транспондером вы просто проезжаете мимо считывающего устройства на скорости 30 км/час, даже останавливаться не нужно. И сейчас уже больше.

ЗСД 1

Это интересно

1. Стена под землей

Выемка, в которой ЗСД проходит через Васильевский остров, утоплена на 6 метров ниже уровня залива. И для того чтобы грунтовые воды не просачивались сквозь ее стены и не затапливали трассу, строителям пришлось соорудить мощные ограждения с двух сторон от дороги вдоль всего острова. Такое сооружение называется противофильтрационной завесой и представляет собой две стены толщиной 80 сантиметров, которые уходят под землю на 30 метров – высоту 10-этажного здания. Стена доходит до плотных слоев почвы, ниже которых вода уже не протекает.

Возвести такую преграду было непросто. Сначала спецтехника выкопала в земле глубокий ров шириной примерно два метра. Затем, чтобы земляные стены не схлопнулись, ров заполнили специальным раствором, в который вставили уже связанную железную арматуру. После этого вниз опустили трубу и заполнили яму бетоном, который вытеснил временный раствор, затвердел и образовал саму стену.

2. На ногах и двух колесах вход запрещен

Автор этой статьи живет на Васильевском острове, буквально в полутора километрах от ЗСД. И когда стройка только начиналась, мы с мужем мечтали, что сможем наконец выбираться за город на велосипедах не за полтора часа, петляя по ряду мостов, а сразу выезжать к парку 300-летия и дальше – на север. К сожалению, этим мечтам сбыться не суждено: велосипедного движения, равно как и остановок общественного транспорта, на трассе не будет.

– Это магистраль скоростного движения, она не оборудована местами, где может остановиться автобус, – пояснили в ООО «Магистраль Северной столицы». – Тем более большая ее часть проходит на эстакадах в 20 – 40 метрах над землей, с которых нет спусков вниз. Конечно, технологические проходы-тротуары вдоль полос будут, они нужны для обслуживания дороги. Простым пешеходам или велосипедистам путь туда закрыт. А вот для транзита ЗСД уже сейчас используется. В частности, по Северному участку ходят автобусы и маршрутки.

3. Мост-хамелеон

Вантовый мост через Большую Неву уникальный, такого в мире больше нет. Обычно, если смотреть на переправу сбоку, ее пилоны (главные опоры, на которые крепятся ванты) наклонены друг от друга, либо же параллельны, так им проще держать длинный и тяжелый русловой пролет (центральную часть моста). Но у этого моста пилоны склоняются друг к другу.

Как пояснил «Вечёрке» Андрей Цапу, сделать такую конструкцию было непросто, а нужна она ради единственной цели – в таком положении пилоны напоминают разведенные пролеты обычного питерского моста.

ЗСД в цифрах

  • Общая протяженность – 46,6 км
  • Количество развязок – 9 (+4 в перспективе)
  • Количество полос – 4 – 8
  • Самая высокая точка – 64 метра (двухъярусный мост)
  • Самая низкая – 11 метров (тоннель под Смоленкой)
  • 10 стройплощадок в четырех районах города
  • 5000 строителей
  • 66 субподрядчиков (включая 7 иностранных)
  • Бюджет – более 200 миллиардов рублей
  • Стоимость проезда – от 10 до 150 рублей в зависимости от класса ТС, участка и времени суток

схема ЗСД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here