Сохранить уникальные вещи помог… обком КПСС. 

В Царском Селе, в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, открылась замечательная выставка «Особняк Кочубея. Дворянское гнездо». 

Эпиграфом к выставке стала цитата из труда барона Николая Врангеля – неутомимого исследователя русской усадебной культуры, брата знаменитого Петра Врангеля, главнокомандующего Белой армии: «И сколько ни сохранять старинных дворянских гнезд и обстановок, где жили персонажи «Войны и мира» и «Месяца в деревне», все же никогда не воссоздать атмосферы быта и общей спокойной гармонии. Актеры все вымерли; остались лишь декорации игранных ими пьес. Но то, что уцелело по странной случайности, погибло в разрухе русской революции». Эти строки прочитала на пресс-показе Ираида Ботт, заместитель ГМЗ «Царское Село» по науке.

Тем не менее какие-то декорации все же уцелели. Выставка мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (в общей сложности 100 экспонатов) из особняка Василия Кочубея в Царском Селе – попытка воссоздать исчезнувшее прошлое.

По словам директора ГМЗ Ольги Таратыновой, Царское Село с конца XVIII века становилось неформальной летней резиденцией Романовых. Здесь было множество летних дворцов знати. Особняк князя Василия Кочубея в этом ряду – самый яркий. Владелец уехал отсюда в первые годы революции. Нарком просвещения Анатолий Луначарский предлагал князю Василию Петровичу высокий пост, но тот отказался наотрез: «Я присягал государю и другому правительству служить не буду».

Тогда ему велели покинуть Россию и дали на сборы сутки. Из особняка он не взял ничего, оставив, по легенде, ключи и рядом с ними записку: «От России получил – России возвращаю». Впоследствии, в 30-е годы, многие ценности были проданы советским правительством за границу.

То, что мы видим на выставке, происходит не из кочубеевского гнезда. Но это предметы аутентичные, подлинные – подобные тем, которые могли стоять в особняке.

В грандиозном пожаре революции погибли сотни «дворянских гнезд». Судьба была милостива к особняку Кочубея. Он был национализирован. В 1927 году здесь разместился Дом ветеранов революции 1905 года. Хранят эти стены и страшные воспоминания: в годы войны, когда Пушкин был занят немецкими войсками, в здании располагалось гестапо. В 1947 – 1948 годах особняк реставрировали и открыли в нем Дом отдыха для работников Ленинградского обкома КПСС. Здесь, среди дворянской роскоши, отдыхала советская номенклатура. В последние годы в особняке находится Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

– Это – особняк, в котором за долгие десятилетия удалось собрать блестящую коллекцию предметов музейного уровня, – говорит Ираида Ботт.

В первом зале выставлены стулья и кресла с детской половины Александровского дворца. На заднике частично воссозданного интерьера – увеличенная фотография игральной комнаты царевича Алексея, где они стояли. Как они попали в особняк Кочубея – неизвестно.

Ираида Ботт говорит, что неизвестно происхождение очень многих вещей из особняка Кочубея:

– Все вещи – государственная собственность, они находятся под охраной КГИОП. Но проследить их историю пока не представляется возможным.

Точно можно сказать, что большинство предметов происходит из дворцов знати и богатых купеческих особняков Царского Села. Вероятно, есть кое-что из петербургских дворцов: возможности руководителей обкома КПСС Ленинграда были велики, и для украшения своего дома отдыха они могли получить самые ценные вещи.

– Когда я в первый раз посетила особняк Кочубея, эта мебель сразила меня наповал, – вспоминает Ираида Ботт. – Я уверена, что это работа Луи Мажореля, талантливейшего представителя французской школы Нанси. Подписи нет, но я не сомневаюсь в его авторстве. Где еще можно увидеть в России Мажореля такого размера и такого уровня? Среди предметов декоративно-прикладного искусства сложно выделить что-то самое-самое.

Ираида Ботт рекомендует обратить особое внимание на бронзовые часы середины XIX века на малахитовой подставке. Их венчает фигура великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго в атаманском мундире (как шефа атаманских полков).

На выставке представлены мебель и бронза, фарфор и живопись – частицы некогда бесчисленных богатств русской знати. Можно сказать, что в Зубовском флигеле сейчас возник «оазис прошлого», где витают тени тех, кто когда-то жил в этих «дворянских гнездах». Они, как писал Николай Врангель, «смотрятся в тусклые зеркала, вздыхают о старых друзьях – стульях, столах, диванах, ширмах, о маленьких столиках, часах, фарфоре, бронзовых фигурках и портретах близких. И тихо беседуют с оставшимися».

Выставка продлится до 30 сентября.


Юрий ОБРАЗЦОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here