В Фонтанном доме открылась выставка «Пешком по Тбилиси: фотопутешествие с Александром Сватиковым». 

Коль скоро предмет разговора – Грузия, то, кажется, что ее яркие ноты проникают во все вокруг. В июле Музей Анны Ахматовой как будто весь проникся грузинским ароматом.

Александр Сватиков

А в этом зале даже скамейки поднимаются вверх ступенеобразно – как горы на картинах Пиросмани. Говорят, что это получилось случайно, – но получилось же. На скамейках раскиданы небрежно листочки со стихами. Все посвящены Грузии. Белла Ахмадулина: «Мне – пляшущей под мцхетскою луной…». Галактион Табидзе: «Покрылись почками лозы». Арсений Тарковский: «Дождь в Тбилиси».

На стенах – фото. На фото – Тбилиси. Всюду – крошащийся камень, кирпич, облупленная штукатурка. Дома чем-то даже похожи на петербургские – те, что можно увидеть в Коломне или на Петроградской стороне. Но в отличие от нашей северной сдержанности поверх этого живописного, веселого запустения цветет буйная жизнь.

На фоне стен – вино, плющ, дети, собаки, яркое солнце. Всюду искренность жизни и красоты. Название «Тбилиси» происходит от слова «тбили» – теплый…

Автор фотографий, Александр Сватиков, родился в Тбилиси. Он – главный редактор журнала «Русский клуб», главный хранитель Пушкинского мемориала «Дом Смирновых» в Тбилиси.

Некогда хозяйкой его была та самая Смирнова-Россет, которая «Черноокая Россети». Кстати, свой первый снимок автор сделал в 1983 году, как раз когда начал работать в «Доме Смирновых». Словом, через Пушкина и петербургская тема автору выставки не чужая, хотя здесь он в последний раз побывал – еще в Ленинграде – целых 30 лет назад. Оба языка – русский и грузинский – для него родные.

– В то тяжелое советское время, в 60-е годы, устроить русского ребенка в русский детский садик было практически невозможно, – рассказывает Александр. – Для меня нашлось место только в грузинском садике. Меня там не только поили и кормили, но и дали те познания в грузинском языке, которые сегодня заставляют меня сомневаться: насколько я грузин, а насколько – русский. Чем дольше ты живешь в этом промежуточном состоянии, на стыке двух совершенно разных культур, тем больше понимаешь: не надо проводить искусственные границы. Не надо строить барьеры, через которые потом так трудно пробираться друг к другу. Дай бог, чтобы эти контакты никогда не закончились. Они прокладываются на личном, не на государственном уровне.

У Александра Сватикова это первая персональная выставка в России. Тут снимки последнего десятилетия – портреты, пейзажи, жанровые сценки.

– Здесь нет ни одного постановочного кадра, – заверил автор. – И за каждым кадром – очень личные моменты.

Женщина, спокойно позволившая мне ее снять. Потрясающие детишки. Священник, несущий внучку на плечах во время рождественского шествия. У гостя может возникнуть обманчивое ощущение, что душу города можно познать за два часа автобусной экскурсии, но его надо исходить пешком, от набережных Куры поднимаясь к небу по горе Мтацминда или по склонам Сололакского хребта. Дорогой надо заглядывать во дворы и подъезды, всматриваться в детали и вслушиваться в незнакомую речь… И я продолжаю открывать для себя Грузию.

Может быть, я не очень похож на грузина. Но грузинство – это же не только внешность.

Это значит – быть частью культуры, осознание, насколько она для тебя дорога. Я пытаюсь отыскать в себе и русское начало, почувствовать себя и частью петербургской культуры. Сегодня нитей, которые связывают меня с Петербургом, стало намного больше. Как только мы сошли с трапа самолета – я благословил это петербургское небо и холодноватый дождь, который нас встретил. Я надеюсь увезти с собой на память немного свинцового здешнего неба – и оставить вам взамен голубое грузинское небо над головой. И вы приезжайте к нам, увозите частицу Тбилиси.

Увозите как можно больше тепла и воспоминаний, чтобы они согревали вас в декабрьские питерские вечера.

Выставка продлится до 31 июля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here