До 31 июля в Новом музее на Васильевском острове – выставка «Это только текст». На ней представлены работы двух художников – Ростислава Лебедева (Москва) и Владимира Козина (Санкт-Петербург). 

Интересно, что до работы над экспозицией художники не были знакомы – их познакомила куратор Ольга Томсон.

«Когда я в Москве пришла в мастерскую Ростислава Лебедева, тут же вспомнила про Владимира Козина, – рассказывает Ольга. – Я предложила им выбрать темы, которые они сейчас считают злободневными. Они выбрали практически одни и те же темы, что еще больше укрепило меня в желании сделать совместную выставку».

Поначалу тем было три – «Импортозамещение», «Эротика» и «Скрепы духовные». Потом в процессе работы над экспозицией добавились «Вечное искусство», «Высокое – низкое», «Полеты над бездной», «Праздники», «Русские просторы», «Свобода слова », «Славное прошлое». Художники сначала подружились в «Фейсбуке», а встретились лично уже перед самой выставкой.

Ростислав Лебедев, работа которого и дала название выставке (фанерка с надписью «Это только текст»), – один из основоположников российского соц-арта, направления, связанного с переосмыслением привычных символов.

Соц-арт как движение сложился в СССР в 1970-х и был переосмыслением символов советских, но нечто похожее можно найти и в искусстве других стран, хотя они это так не называют.

«Соц-арт у каждого свой, – считает Ольга Томсон. – Можно ли причислить Владимира Козина к соц-арту? Он из «новых тупых», изначально скульптор, и его объекты все же тяготеют не к тексту, как у Лебедева, а именно к скульптуре. Это такой… питерский соц-арт. Думаю, в России без этого направления никак, смеховая культура у нас живет и побеждает. Смысл рождается в голове зрителя, он и должен понять, что говорят художники».

Владимир Козин. «The End».
Владимир Козин. «The End».

Осмысление требуется даже тогда, когда объект представляет собой «только текст», хотя просто текстом ни один объект не является. Например, объект Владимира Козина «The End», где каждая буква – объемная и сбита из фанеры, вызывает ассоциации с посылочным ящиком (при этом перекликаясь с другой работой Козина, «Рай», где так же, из фанеры, сбито нечто среднее между домиком на детской площадке и лагерной вышкой). Это такая посылка на тот свет, содержащая в себе воздух.

А та же фанерка Лебедева – «Это только текст» – рождает мысль о трафарете и соответствующий шлейф ассоциаций.

Ростислав Лебедев тяготеет к коллажу, ассамбляжу, он чаще использует готовые предметы, а смыслы высекаются от совмещения: например, закрывает репродукцию «Джоконды» конторскими счетами и называет композицию «Сокровище». Или ставит на сковородку несколько случайных предметов, увенчивает композицию скульптурой орла, все красит красной краской и декорирует жемчужинами (композиция «Орел имперский» из серии «Блюда русской кухни»). Владимир Козин, как уже было сказано, – скульптор, поэтому создает формы самостоятельно.

Ростислав Лебедев. «Орел имперский».
Ростислав Лебедев. «Орел имперский».

Его любимый материал – черная резина. Из нее художник может сделать что угодно – от предметов мебели до гигантской «жареной» курицы. Может даже самого себя: в композиции «Автопортрет с паяльной лампой» присутствует силуэт Козина, вырезанный из резины.

На церемонии открытия много говорили не только о самой выставке, но и об основателе Нового музея Аслане Чехоеве, недавно ушедшем из жизни. Это была последняя выставка, в создании которой Аслан принимал участие.

«Аслан Чехоев был уникальным человеком. Он не был олигархом, он был врачом из Осетии. Но так случилось, что он любил русское искусство ХХ века. Вкус и внутренняя культура Аслана привели к тому, что его собрание стало редким из частных собраний, которое стало в полном смысле музеем. Будем надеяться, что дело Аслана продолжится», – сказал заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Говоря о самой выставке, Боровский отметил, что, как и в любой экспозиции с социальным уклоном, многое, созданное художниками, останется в своем времени. «Но несколько вещей, по моим подсчетам десять-двенадцать, не потеряют своей актуальности. На самом деле это много».

«Безупречная техника нужна копиисту. Настоящий художник немного неумеха».

Владимир Козин.


«а слово всегда

свободно как его

ни запрещай

ни вымарывай

ни сжигай

ни заворачивай

в него курицу

или селедку а оно

вот тут и опять

гуляет где хочет

слышится тем кто

хочет его слышать

работает действует

и ничего с ним

не поделаешь есть оно

и всё тут»*.

Ростислав Лебедев.

* Пунктуация оригинала.


Автор Татьяна КИРИЛЛИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here