В Эрмитаже проходит выставка работ знаменитого модельера.

Свершилось. В сакральное пространство Эрмитажа, где Леонардо и Рембрандт, Веласкес и Эль Греко, Матисс и Ренуар и прочие небожители, вторглась мода. Цитадель высокого искусства сдалась ей без боя – мода просто зашла своей легкой, грациозной походкой. 

К выставке Эрте в Двенадцатиколонном зале на днях добавилась масштабная ретроспектива Вячеслава Зайцева, открывшаяся в Манеже Малого Эрмитажа. Там можно увидеть и рассмотреть во всех подробностях больше ста костюмов самого знаменитого модельера России из коллекций «Тысячелетие Крещения Руси», «Истоки», «Русские сезоны в Париже», «Узоры жизни», «Ностальгия».

Выставок, посвященных историческому костюму, в Эрмитаже было немало: показывали и мемориальные платья русских императриц, и военную форму, и ливреи служителей императорского двора.

А вот выставка современной моды была здесь лишь однажды. Многие помнят ретроспективу Ива Сен-Лорана, прошедшую в Эрмитаже, в Николаевском зале, в 1987 году.

Для тех, кто долгие годы жил за железным занавесом в стране тотального дефицита, его роскошные модели, доставленные из Парижа, были откровением.

Вячеслав Зайцев давно мечтал о том, чтобы показать свои работы в Эрмитаже.

– Я спросил однажды у Михаила Борисовича, почему они показали в Эрмитаже Сен-Лорана и не показывают меня, – рассказывал он, помнится, журналистам перед своей выставкой 2012 года в «Эрарте». – Говорил ему, что можно сделать что-то наподобие великолепной выставки Кристиана Диора в ГМИИ им. Пушкина.

Наконец-то его мечта осуществилась. На вернисаже было не протолкнуться. Собрался весь модный свет.

Впрочем, рассмотреть наряды приглашенных было сложновато: зал, как это сейчас принято, погружен во тьму, точечно освещены лишь экспонаты.  Маэстро моды, облаченный в красный кафтан с золотыми драконами, лично представил выставку гостям.

Советский период творчества мастера обозначен пунктиром: десятка два черно-белых фотографий и эскизы костюмов.

Самая ранняя из представленных коллекций датируется 1987 годом – это «Тысячелетие Крещения Руси». Манекены, сгруппированные по коллекциям, стоят на невысоких подиумах – черных и зеркальных.

По углам установлены большие экраны, где нон-стоп демонстрируются кадры дефиле. Во время импровизированной экскурсии для журналистов у маэстро спросили, какие из экспонатов ему особенно дороги. Он выделил коллекцию 1988 года «Русские сезоны в Париже», посвященную столетию дягилевских сезонов, которые ввели искусство России в мировой контекст.

После демонстрации этой коллекции в Париже, в Театре Мариньи, наш модельер получил право участвовать в показах Haute Couture, а также, по инициативе Жака Ширака, стал почетным гражданином Парижа.

Возможно, многие модели Вячеслава Зайцева лучше смотреть в музее, чем наблюдать за ними во время живого дефиле на подиуме. Ведь только при внимательном, пристальном рассматривании можно оценить фактурные и цветовые сочетания, выполненные вручную вышивки, ювелирные пуговицы. По словам маэстро, он давно пришел к выводу, что вычурные наряды не пользуются спросом, потому что в них сложно жить. Потому он предпочитает простые, классические формы, которые существуют вне моды. Сделать их привлекательными можно с помощью тканей. На тканях он не экономит, используя шерсть, шелк, тафту, парчу, натуральный мех. Давняя его любовь – ивановские ситцы и павловопосадские платки. Русская тема так или иначе присутствует во всех коллекциях модельера. Чаще всего она проявляется не в покрое, а в образах, деталях и декоре, будь это золотое шитье, орнамент, головной убор, напоминающий шапку Мономаха. Национальные мотивы перепов «а-ля рюсс», никакой «клюквы».

Показывая журналистам группу «маленьких черных платьев», Вячеслав Зайцев заметил, что это базовая вещь, которая должна обязательно присутствовать в гардеробе.

– Для создания эффектного образа женщине нужно совсем немного, – говорит маэстро. – Маленькое черное платье можно дополнить букетиком цветов, нитью жемчуга или ярким шарфом, сделать прическу и накрасить губы красной помадой.

Михаил Пиотровский на вернисаже вспомнил о протестах, которые вызвала когда-то выставка Сен-Лорана:

– Были люди, которые возмущались, говорили, что раз в Эрмитаже теперь показывают моду, то в Филармонии скоро будут устраивать дискотеки. Но прошло время, взгляды изменились. И в Филармонии теперь иногда звучит джаз, саундтреки из знаменитых фильмов, хиты «Битлз» и «AББA».

А мода признана искусством, о чем свидетельствуют выставки известных модельеров – от Шанель и Диора до Армани и МакКуина, которые проходят в крупнейших музея мира.

Выставка Вячеслава Зайцева – еще один шаг к созданию Музея костюма и моды в Эрмитаже, открытие которого в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» намечено на 2018 год. В коллекцию войдут мемориальные платья русских императриц, которыми так богат Эрмитаж, комплекс костюмов из фильма Александра Сокурова «Фауст», работы современных петербургских модельеров, 34 платья оперной певицы Елены Образцовой, переданные в дар музею ее дочерью Еленой Макаровой.

Об этом напомнил гостям вернисажа Михаил Пиотровский. По словам Нины Тарасовой – куратора выставки, хранителя коллекции костюмов, заведующей сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Эрмитажа, собрание будущего музея пополнится и моделями от Вячеслава Зайцева.


Юрий ОБРАЗЦОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here