В этом помогут здравый смысл и соблюдение ПДД

Что бы ни говорили, но с каждым годом Петербург все ближе к тому, чтобы получить звание велосипедной столицы России: велодвижение растет и крепнет, здесь и там проектируются новые километры велодорожек, проходят многочисленные фестивали, велопробеги, марафоны и выезды. Но чем активнее двухколесный транспорт «въезжает» в петербургскую повседневность, тем больше споров и конфликтов возникает на эту тему. 

Автомобилисты в большинстве своем недолюбливают велосипедистов, так как с ними приходится делить проезжую часть. Пешеходы тоже относятся к ним с большой настороженностью: кому ж приятно уворачиваться на тротуаре от «несущегося нечто». К сожалению, и те и другие подводят всех владельцев велосипедов под одну гребенку и делают вывод о сообществе в целом по поведению отдельных его представителей. Порой – далеко не самых лучших. Это несправедливо.

Нормальный велосипедист – такой же полноправный участник дорожного движения, как и любой водитель, конечно, в том случае,  если он соблюдает правила и ведет себя разумно. На эту тему внутри велосообщества ведется немало споров. При этом «правильные» велосипедисты ничуть не лучше относятся к безответственным гонщикам, дискредитирующим все велодвижение, чем владельцы автомобилей или пешеходы. Разобраться в проблемах питерского велодвижения попытались корреспонденты «Ве­чёрки».

велосы 10

Я – король дороги?

Многие впервые садятся на велосипед в детстве, катаются по двору и окрестным тротуарам и знать не знают о существовании Правил дорожного движения даже тогда, когда начинают выезжать на дорогу. Но, даже ознакомившись, если и знают, то вскоре начинают их нарушать, и, пожалуй, два самых распространенных велонарушения – это неаккуратная езда по тротуарам и пересечение пешеходных переходов «верхом». Именно в этих ситуациях велосипедисты создают наибольшие проблемы для водителей и пешеходов.

Согласно «требованиям к движению велосипедистов», прописанным в 24-м разделе ПДД, велосипедист старше 14 лет (а только таковые могут передвигаться по дорогам вне дворовых территорий) должен двигаться «по правому краю проезжей части». По тротуару он имеет право ехать только в том случае, если нет возможности двигаться по велодорожке или дороге, при этом если он мешает прохожим, то должен вести велосипед руками. Пересекать дорогу по пешеходным переходам, не слезая с велосипеда, запрещается.

карта_sait

Любой водитель объяснит вам, что, подъезжая к переходу, он оценивает обстановку и рассчитывает, сколько времени нужно пешеходам, чтобы подойти к дороге, исходя из чего планирует свои действия. Велосипедист движется со скоростью, в 3 – 4 раза превышающей скорость пешехода, и зачастую предсказать его появление на зебре невозможно. Соцсети и форумы пестрят рассказами о подобных случаях.

– Возле библиотеки Чехова есть ненормальный переход, где надо выглядывать едущие машины, так как из-за стоящих вдоль дороги их не видно, а водители там почему-то не тормозят вообще. Так вот, там встретились недавно летящий автомобиль и девушка на велосипеде. Хорошо – удар пришелся по касательной. Води­тель начал орать, девушка тоже. Он предложил отвезти ее в больницу, но та отказалась. Короче, пообщались на повышенных тонах и разъехались. Сколько еще надо несчастных случаев, чтобы до людей дошло? – задается вопросом жительница Купчина Анна Бойцова.

IMG_2635

ВелоПДД далеки от реальности

О том, почему даже опытные велосипедисты порой пренебрегают правилами дорожного движения, «Вечёрке» рассказал координатор клуба «Ве­ло­­питер» Александр Ротов.

– В части велосипедистов правила несовершенны и во многом спорны. Они в основном заточены под автомобилистов и пешеходов, а велосипедисты, в силу своей сравнительной немногочисленности, пока обделены. Как правило, велосипедисты руководствуются двумя приоритетами: ПДД и нормами безопасности. Если в какой-то ситуации будет безопаснее отступить от ПДД (например, если действие или жест велосипедиста будут более понятны водителям, сделают байкера более заметным на дороге и пр.), то велосипедисты вынуждены поступать именно так. Грубо говоря, простые принципы заметности, предсказуемости и взаимного уважения оказываются важнее, чем ПДД. И очень хорошо, если хотя бы на 75 процентов они совпадают.

Активные велосипедисты в целом нарушают правила лишь в тех случаях, когда формулировки ПДД недостаточно прозрачны. Например, в документе написано, что велосипедист должен ехать по правому краю проезжей части, а если это невозможно, то по тротуару, но формулировки понятия «правый край» ГИБДД не разъясняет.

– Неясно, что делать в случае припаркованных авто, препятствий в правой полосе в виде люков, наледей или когда правая полоса имеет знак «только направо», а нужно ехать прямо, – поясняет координатор «Велопитера». – Если инструкция «двигаться возможно правее» из прошлой редакции ПДД позволяла объезжать препятствия и перестраиваться во вторую полосу для движения прямо, то нынешняя формулировка многих ставит в тупик. Это законодательный пробел, над которым работают велосипедные клубы совместно с властью. В последнее время удалось получить разрешение на езду по полосам ОТ (общественного транспорта. – Прим. ред.), по тротуарам (если не создается помех пешеходам), но осталось еще много спорных вопросов.

IMG_2643Клуб выделяет и еще несколько проблем, связанных с ПДД. Во-первых, это недостаточное информирование населения, поскольку в школах правила либо не преподают вообще, либо уделяют этому слишком мало внимания. И одна из задач велоклубов состоит как раз в том, чтобы повышать велосипедную грамотность.

Второй пробел – незнание правил водителями автомобилей, имеющих слабое представление о том, как должны двигаться по дороге двухколесные участники движения. Наконец, третий недочет – это недостаточный контроль выполнения правил всеми участниками дорожного движения.

– Конечно, среди велонарушителей есть и просто невнимательные люди, хамы, как и среди водителей и пешеходов. Они могут переезжать по зебре на скорости, ездить между рядами, быстро летать по тротуарам и прочее. Я не думаю, что стоит выделять среди велосипедистов именно их: процент таких людей среди всех участников движения примерно одинаков. И нельзя сказать, что среди велосипедистов есть принципиальные противники ПДД, но факт в том, что правила пока далеки от совершенства, поэтому даже при стремлении их соблюдать это эффективно получится далеко не во всех случаях, – подводит итог Александр Ротов.

Сеня, береги голову!

Еще один камень преткновения в велосообществе – это шлем. Согласно правилам, в застегнутом шлеме обязаны ездить только водители мопедов, и многие велосипедисты задаются вопросом: а зачем вообще нужен велошлем во время езды по городу? Дескать, от столкновения с автомобилем и перелома шеи он все равно не спасет, а на низких скоростях падение не страшно. Кроме того, шлем, по мнению некоторых, портит внешний вид (и прическу у девушек).

– Шлем, конечно, вещь полезная, но ведь в мире много полезных вещей. Всю жизнь без шлемов катались – и ничего. Представляю, если бы в детстве кто-нибудь на «Орленке» в шлеме приехал. Был бы изгнан из тусовки поганой метлой. А кто скажет, что все это до времени, пусть, когда из дома в булочную выходит, надевает гидрокостюм, сверху байкерскую защиту, сверху бронежилет, спасжилет и каску. Мало ли что, – пишет на одном из форумов пользователь Андрей.

Инфографика (шлем)

Конечно, подобные аргументы выглядят не слишком убедительно, но, как пояснил «Ве­чёрке» Александр Ротов, есть и более серьезные доводы, согласно которым некоторые велосипедисты предпочитают ездить с незащищенной головой.

– Частное исследование в Британии выявило, что водители считают велобайкера в шлеме более опытным, поэтому проезжают ближе к нему при обгоне, и в данном случае наличие защиты лишь увеличивает шанс ДТП. Есть прецеденты, когда введение правила обязательного ношения шлема существенно снижало количество людей, использующих велосипед как транспорт, при этом процент травм оставался прежним (например, в Австралии). То есть обязательность шлема делает велосипед менее доступным, – говорит координатор «Вело­питера». – Также есть мнение, что дешевый шлем – это дополнительный вес на голове, что может негативно сказаться на шейном отделе позвоночника при велоаварии.

И наконец, шлем – инструмент пассивной безопасности: он уберегает не от самого ДТП, а лишь от травм головы в случае ДТП. Поэтому свобода выбора «носить или не носить шлем» остается на совести байкера. Плюсы ношения очевидны всем, их вряд ли имеет смысл повторять. Тут уместно вспомнить старую японскую поговорку о том, что меч самураю может пригодиться всего раз в жизни, но для этого его нужно носить каждый день. Это касается и шлема. И на мой взгляд, удачно подобранный шлем – это просто красиво.

Выходит, в 99 процентах поездок шлем вам не пригодится, но вместе с тем существует немало историй о том, как именно шлем спасал велосипедисту жизнь, когда выпадал тот самый роковой один процент. Кроме того, нужно признать, что ношение шлема в велосообществе является неким определителем: свой ты или чужой, ответственный велосипедист или безбашенный любитель. Да и для водителей с пешеходами шлем на велобайкере – признак его опыта. 


Автор: Софья Иваненко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here