Завтра, 16 июня, на Балтийском заводе – спуск на воду самого мощного атомохода в мире. Очень часто цитируют пророческие слова Михаила Ломоносова о том, что богатства России будут прирастать Сибирью. Но это сокращенный вариант его высказывания. 

На самом же деле оно звучит так: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Между прочим, Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой, через изобретение Восточно-Северного мореплавания».

Итак, слава и польза. О чем идет речь? Прежде всего о транзитных перевозках грузов из Европы в Азию и Америку, где трасса через Арктику может конкурировать с традиционными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы.

Северный морской путь

Сегодня, по оценкам специалистов, проход судна через Северный морской путь (СМП) может втрое сократить затраты времени на пути из Владивостока в Европу и обратно. При этом экономия только на топливе для одного танкера достигает 900 тысяч долларов.

За последние три года объем перевозок по Северному морскому пути практически удвоился, но все еще далек от рекорда – 7 миллионов тонн грузов, перевезенных в 1989 году. Однако в ближайших планах освоения континентального шельфа роль СМП как национальной транспортной коммуникации будет уверенно расти. Увеличивается грузовая база для проводки судов – это перспективные 15 миллионов тонн сжиженного природного газа завода «Ямал СПГ», который из порта Сабетта необходимо будет доставлять потребителям стран Азиатско-Тихоокеанского региона, миллионы тонн нефти Тимано-Печоры, отправляемой с морского причала Варандей, ежегодные 5 – 7 миллионов тонн нефти с морской платформы «Приразломная», несколько миллионов тонн нефти из Новопортовска.

Понятно, что ни о каких логистических операциях в Арктике, покрытой льдами, без атомных ледоколов речи быть не может. Как и об освоении арктического шельфа. Надо сказать, что все страны арктического региона наращивают свой ледокольный флот. Россия теперь имеет 20 дизельных ледоколов, Канада – 21 судно, причем все они относятся к ВМФ Канады, США – 3. Даже Китай, который находится далеко от Арктики, хочет иметь свою долю в регионе. Китай заметно усилил свои арктические и антарктические исследования, используя дизель-электрический ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон»).

Но атомного ледокольного флота больше нет ни у кого в мире. Базирующийся в Мурманске, он сегодня насчитывает 6 атомоходов, последний из которых – атомный ледокол «50 лет Победы» – был передан «Атомфлоту» еще в 2007 году.

У многих существует предубеждение, что льды в Арктике тают и скоро можно будет плавать по трассе СМП без ледокольной проводки на обычных судах. Это большое заблуждение. О том, насколько коварна и опасна Арктика и почему необходим атомный ледокольный флот, свидетельствуют события, связанные с Айонским массивом, Восточно-Сибирским и Чукотским морями, где в ледовый плен в 1983 и 1994 годах попали три десятка судов.

В эпопее, продолжавшейся несколько месяцев, получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе 5 ледоколов («Капитан Хлебников», «Ленинград», «Владивосток», «Адмирал Макаров», «Ермак»).

От трагедии все эти суда, ледоколы и их экипажи спасли только наши атомные ледоколы.

прямая речь

1. Артур Чилингаров , специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике:

– Очень рад, что Балтийский завод, где я начинал свою трудовую деятельность, выполняет данные ранее обязательства – «Арктика» спускается на воду. Это новая серия мощных, современных ледоколов. Я счастлив, что заявленные планы реализуются, несмотря на обстоятельства.

Такого атомного флота, как у нас, нет ни у одной страны. Мы начали работать над ним еще в Советском Союзе и продолжаем это делать. Я знаю все ледоколы такого типа – работал на каждом. Знаю капитанов и также знаю, что для них это событие большая радость. Спуск на воду – олицетворение серьезного присутствия России в Арктике. Что касается названия, то это отдельная история. Поход ледокола «Арктика» на Северный полюс состоялся в 1977 году. Теперь на воду спускают новый головной ледокол «Арктика». Это славная традиция – с уходом одного корабля давать его название новому. Возвращая это имя на борт, мы подчеркиваем, что у традиций полярников есть преемственность.

2. Виктор Боярский, директор Музея Арктики и Антарктики:

– Ледокол действительно станет самым мощным. Наконец-то мы в Арктике перешли к делу. Несмотря на то что с нами пытаются соревноваться Норвегия, Канада, США и Германия, все прекрасно понимают, что Арктика – это территория диалога. Большинство наших конкурентов – члены НАТО, а мы – нет. Соответственно, с одной стороны, мощности у наших конкурентов больше. Но мы демонстрируем, что готовы защищаться. Россия – единственная страна, у которой есть атомный ледокольных флот, а это – обязательное условие для прохода в Арктику и работы в ней.


АрктикаАтомоход «Арктика» проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии 10,5 метра, минимальная рабочая осадка 8,55 метра.

Водоизмещение составит 33,54 тысячи тонн. Благодаря новому конструктивному решению ледокол сможет работать при двух рабочих осадках: как на глубоководных участках Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском, Карском морях, так и в устьях сибирских рек – Енисея и Оби. Энерговооруженность ледокола обеспечат две реакторные установки нового типа с улучшенными техническими характеристиками.


Автор: Юрий Банько
Фото: Никита Грейдин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here