Зачем нужны ледоколы Военно-морскому флоту России. Успеть до подлета История милитаризации Арктики началась не сегодня. Кратчайший путь атомной атаки с территории США пролегает через Северный полюс. 

Поэтому в советское время в Арктике были созданы ледовые аэродромы, с которых наша авиация могла бы доставить атомные бомбы на территорию противника. А главная задача для базирующихся там истребителей состояла в том, чтобы успеть сбить вражеские бомбардировщики до подлета к объектам на нашей земле.

Понятно, что сбить один бомбардировщик без его прикрытия своими истребителями не составило бы большого труда. К тому же проще уничтожить одну цель, нежели запущенные с Б-52, В-1 или В-2 два десятка крылатых ракет.

Поэтому воздушное пространство от мыса Желания Новой Земли и Земли Франца-Иосифа до Петрозаводска и от Мурманска до Амдермы надежно контролировалось авиацией и зенитно-ракетными войсками, радиотехническими войсками. После развала СССР почти все эти силы и средства оказались свернутыми и сегодня в кратчайшие сроки восстанавливаются.

США – хороший ученик

Что касается американцев, то они оказались неплохими учениками. Они также прекрасно поняли, что проще сбить российскую баллистическую ракету на активном участке полета, нежели пытаться уничтожить маневрирующие боеголовки на подлете к территории США.

Нашим «Тополям» и «Ярсам» их система ПРО в Европе реальной опасности не несет. Иное дело, если противоракеты американцам удастся переместить к арктическому побережью России.

Например, установив их на эсминцах с системой НПРО Aegis или оборудовав крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, способными только из этого региона достать позиции наших стратегических ракетных комплексов, развернутых в Сибири. Кстати, на территории Норвегии не случайно появилась радиолокационная станция «Глобус-2», она в комплексе с американскими кораблями, вооруженными антиракетами,  которые могут быть размещены в нейтральных водах по трассе Северного морского пути, может помочь гарантированно сбивать российские ракеты на разгонном участке траектории полета. Эта станция включена в глобальную американскую систему противоракетной обороны. Она позволяет «просматривать» почти полностью все приарктические районы Российской Федерации.

И как противодействовать этим противоракетным американским фрегатам в Арктике в случае их появления?

Береговые ракетные противокорабельные комплексы по всему арктическому побережью не поставишь, да и дальность поражения этих ракет ограниченна. Большая часть экономической зоны России – нейтральные воды. США имеют полное право разместить там свои боевые корабли.

Хотя Россия, Канада, Дания и Норвегия приняли внутренние законы, считающие часть арктических морей территориальными или внутренними водами, США и ЕС не признают эти законы, выступая за принцип свободного судоходства во всем Северном Ледовитом океане.

Сегодня одного взгляда на карту мира достаточно, чтобы понять: все очаги напряженности и военных конфликтов сосредоточены там, где добываются нефть и газ. В Арктике углеводородов более чем достаточно.

Россия, которая в первые постсоветские годы непродуманно сократила Северный флот, соединения противовоздушной обороны на Новой Земле, в Архангельске, на Кольском полуострове, бросила на произвол судьбы военные арктические аэродромы и военно-морские базы, погранзаставы, сейчас вынуждена наращивать свое военное присутствие в Арктике.

Льды тают, аппетиты растут

К слову, западные страны более чем серьезно относятся к защите своих нефтеносных районов. Еще в 1996 году довелось слетать к берегам Англии на Ил-38 морской авиации Северного флота на поиски с воздуха авианосной ударной группы блока НАТО, которая участвовала в учениях «Северное сияние». Так вот, эти учения проходили как раз в районе нахождения буровых платформ, добывавших нефть шельфа Северного моря.

Ежегодно силы НАТО отрабатывают взаимодействие флота, авиации, частей спецназа и морской пехоты в условиях Заполярья. Не преминула высказаться по поводу Севморпути и нынешний кандидат в президенты США Хиллари Клинтон, которая отметила, что «монопольное право России на транзит в собственных водах – не вполне правильное явление».

К богатствам Арктики проявляют интерес и страны, далекие от арктических морей. Среди них Китай.

Учитывая государственную поддержку, наличие финансовых ресурсов и мощной промышленности, нет сомнения в том, что в ближайшие годы у Китая появятся новые атомные ледоколы. На Арктику заглядываются и Япония, и Южная Корея, и Индия.

Кто поведет караваны

Перспектива появления в нейтральных водах Северного Ледовитого океана американских кораблей с антиракетами вполне реальна. И противодействовать им сможет ударная корабельная группа во главе с авианесущим крейсером «Петр Великий». Ведь известно, что российские ракеты «Гранит» и противокорабельные «Москит », которыми вооружены наши надводные корабли, системами ПВО, находящимися на кораблях США, сбить практически невозможно.

Походами группы кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Петр Великий» за последние годы Россия продемонстрировала готовность защищать наши интересы в Арктике военным путем. Это и стрельбы комплексами зенитного и артиллерийского вооружения, высадка впервые в истории нашего ВМФ морского десанта на необорудованное, а проще сказать, просто дикое побережье острова Котельный. Можно говорить о налаживании постоянного патрулирования Северного морского пути.

Ледокольную проводку отряда кораблей Северного флота в арктических походах осуществляют четыре атомных ледокола – «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр» через районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Вилькицкого. Теперь к ним присоединится и новый «Илья Муромец».

Досье

Вдоль арктического побережья России развернуто 6 военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Также в регионе находятся 10 арктических поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 станций ПВО.


Автор: Юрий Банько

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФГУП «АТОМФЛОТ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here