В Главном штабе 24 мая была представлена книга директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Для музеев нет табу». 

На встрече автор поблагодарил всех, кто помогал ему в работе над книгой, и сказал: «Я очень рад, что книга в таком виде вышла. Книга про все, но она рассказывает о музее и о не совсем правильных представлениях о том, что в музее существует, — не через критику, а через рассказ о том, что есть на самом деле. Очень много пишут про музеи, но не совсем то, что нам кажется главным».

В качестве примера Михаил Пиотровский привел заметки в прессе и в соцсетях об огромных очередях в Эрмитаж. «В одной из заметок говорится, что в январе в 26-градусный мороз стояли люди два часа. Ну, что на это можно сказать? Какие есть замечательные люди, что они готовы стоять два часа на морозе, чтобы попасть в музей! Самое забавное в этих жалобах, что речь в них идет о… бесплатных днях в Эрмитаже. Ну хорошо, мы отменим эти бесплатные дни, раз они вам так не нравятся!» — пошутил Михаил Борисович.

Рассказал он также о забавном факте: Эрмитаж — один из немногих музеев, предоставляющих бесплатные билеты для студентов. Но многие студенты умудряются этими билетами спекулировать — продают несведущим гражданам по сто — сто пятьдесят рублей! «Мы ученые, мы этих студентов вылавливаем. Чаще всего они возвращают пострадавшим деньги».

Михаил Борисович рассказал также о планах главного музея Санкт-Петербурга на ближайшее полугодие. В частности, планируется ночной интеллектуальный марафон, где будут обсуждаться проблемы современного искусства. Выставки современного искусства, несмотря на выпады некоторых приверженцев традиционализма, в Эрмитаже есть и будут, заверил директор, но для тех, кому современное искусство не по душе, планируются выставки признанных шедевров: например, в главном здании откроется выставка старшего и младшего Кранахов. «Впрочем, кранаховские женщины для многих — тоже не идеал красоты», — заметил с улыбкой Михаил Пиотровский. Планируются выставки «Византия сквозь века» — о том, как в Византии преобразовывали, а порой и уничтожали традиции, и выставка рукописей Мертвого моря из Иерусалима.

Михаил Пиотровский познакомил слушателей с еще одним курьезом — письмом телезрителя, рассерженного тем, что Россия, и в частности Эрмитаж, примет участие в восстановлении разрушенных объектов в Пальмире. В письме речь шла о «языческих объектах выдуманных богов-кумиров», спрашивалось, «зачем впадать в грех язычества, идолопоклонства». «Цитата почти из текстов ИГИЛ», — невесело пошутил Михаил Борисович.

На вопрос одного из журналистов, почему книга названа именно так и какие табу он имеет в виду, Михаил Борисович ответил, что у музеев — свои правила, музеи не подчиняются требованиям повседневной жизни и для себя устанавливают, что можно, а что нет.

IMG_5329

Книгу украшают фотографии Юрия Молодковца из серии «Уединение. Эрмитаж ночью». Это съемки притихшего музея, с выключенным светом, без посетителей. Фотографии Юрия Молодковца — своеобразный контрапункт к текстам Михаила Пиотровского, посвященным как раз жизни дневной и суетной. С другой стороны — ощущение музея как таинственного, иррационального пространства бросает отсвет на текст и еще раз напоминает о том, что смысл жизни автора книги составляет не реакция на преходящие события, а созидание культурного пространства.

В книге собраны статьи Михаила Пиотровского за десять лет, с 2005 по 2015 год. Это не научные статьи, а высказывания директора Эрмитажа на самые разные, актуальные именно в тот момент темы. Читая книгу, можно проследить, чем общество было занято на протяжении этих десяти лет. Одни темы ушли, другие — по-прежнему в первой десятке. Но, конечно, в основном мысли директора Эрмитажа посвящены не проблемам общества, а самому музею и музейному делу вообще. «Именно музеи показывают, что в мире есть вещи дороже денег», — убежден Михаил Пиотровский. Разумеется, он уверен и в том, что культура — одно из действенных средств борьбы со злом, причем злом во всех его проявлениях, от узости мышления до экстремизма.


Автор: Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото Александра МУРАТОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here