В Анненкирхе открыта мультимедийная выставка «Микеланджело. Сотворение мира». 

Электронные аналоги знаменитых фресок титана эпохи Возрождения Микеланджело из Сикстинской капеллы Ватикана – «Сотворение мира» и «Страшный суд» идеально вписались в барочный интерьер лютеранского храма с обожженными ионическими колоннами и великолепной мраморной лестницей. Анненкирхе, пострадавшая от пожара 2002 года и до сих пор не отреставрированная внутри, обладает очарованием романтической руины – своеобразной красотой, безвозвратно утраченной и все же нетленной.

Огромный зал, где фрески проецируются на четыре стены и потолок, погружен во тьму. Расположившись на скамейке или на пуфике, вы словно оказываетесь внутри «телевизионной комнаты», описанной когда-то Реем Брэдбери в «Марсианских хрониках».

Вокруг тебя проносятся персонажи грандиозных фресок, панорамы Рима и Флоренции, где преимущественно работал Микеланджело. Звучит музыка Моцарта, Генделя, Баха. Собственно говоря, перед нами не статичные электронные копии знаменитых произведений искусства, а как бы фильм, где они играют главную роль.

Мультимедийные выставки, представляющие на больших экранах картины великих художников, в последнее время не редкость. Вот и сейчас в Люмьер-холле действует выставка «Ван Гог. Живые полотна». Для рекламы организаторы использовали популярность клипа Анны Пармас на песню группы «Ленинград» «На лабутенах», выделив специальную фотозону для девушек, которые считают себя «главным экспонатом» и желают запечатлеть себя на фоне Ван Гога.

Специалисты относятся к переводу живописи, требующей вдумчивого созерцания и размышлений, на язык мультимедиа осторожно, считая уступкой массовому вкусу. С ними трудно не согласиться. И для знакомства с искусством Ван Гога действительно лучше отправиться в Главный штаб, куда переехала коллекция Щукина и Морозова с третьего этажа Зимнего дворца.

Случай же с Микеланджело – особый, и мультимедийная выставка фресок все же имеет смысл. Тот, кому посчастливилось видеть фрески «Сотворение мира» и «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, знает: рассмотреть их в деталях практически невозможно – приходится стоять в плотной толпе туристов, задрав голову.

Мы ни в коем случае не утверждаем, что мультимедийная выставка может вызвать те же ощущения, что оригинальные произведения искусства, – говорит куратор проекта «Микеланджело. Сотворение мира» Яша Яворская. – Такие проекты носят просветительский, образовательный характер. В конце концов, не у всех есть возможность увидеть фрески Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане.

Действительно, посмотрев выставку, человек может получить общее представление о художнике, его произведениях и его эпохе. Кроме того, можно рассмотреть все в деталях, на которых акцентируют внимание создатели зрелища.

Например, знаменитую встречу двух рук в «Сотворении мира» – дарующей жизнь десницы Творца и безвольно лежащей на колене руки первого человека – Адама, еще лишенного энергии. Руки почти соприкасаются. Еще миг – они соприкоснутся, и косная материя станет одухотворенной.

Или грозный, беспощадный и неотвратимый жест Христа в «Страшном суде», который словно запускает вихрь, вовлекающий в свою воронку и грешников, и праведников. И ты чувствуешь себя вовлеченным в это движение силой, которой противостоять невозможно. Сильное впечатление.

Что касается пластиковой копии Давида Микеланджело, установленной у входа в Анненкирхе, то она ужасна.

Выставка продлится до 2 октября.


Автор: Игорь Феоктистов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here