В Петербурге открывается театральный фестиваль «Радуга»

Интересных режиссерских решений, неожиданной сценографии и нового сплава драматического, музыкального, хореографического и даже циркового жанров стоит ожидать на XVII Международном театральном фестивале «Радуга», который проводит Санкт-Петербургский Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева. С 18 по 24 мая зрители смогут увидеть 14 интереснейших спектаклей последних лет, премьерные постановки из разных стран: Франции, Польши, Дании, Ирана, Латвии, Грузии, Казахстана, России.

За шестнадцать лет существования «Радуга» завоевала самое высокое признание среди международного театрального сообщества. Здесь происходят поиски современной драматургии для молодежи, ведется острый разговор на злободневные темы, сюда съезжаются яркие режиссеры со всего мира, работающие с новыми театральными формами. Фестиваль ставит основной задачей отстаивать искусство для юных зрителей как высокохудожественное и актуальное. В 2015 году «Радуге» была присуждена Премия правительства Российской федерации в области культуры.

Фестиваль откроется спектаклем «Бунтари» на Большой сцене ТЮЗа. Это вторая работа молодого режиссера Александра Молочникова на сцене МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер представил необычный взгляд на Россию, ее культуру и героев из разного времени, создав рок-спектакль, где рядом с декабристами и народовольцами возникнут участники телепрограммы эпохи перестройки «Музыкальный ринг», представители русского рока и панк-культуры. В спектакле заняты в основном молодые артисты, среди которых любимец тюзовской публики — Илья Дель, легендарный Ленька Пантелеев.

"Макс театр-групп", Иран, "Макбет".
“Макс Театр Групп”, Иран, “Макбет”.

Необычное прочтение Шекспира представит тегеранский «Макс Театр Групп». Режиссер спектакля «Макбет» Реза Сервати выдвигает на первый план личные проблемы человека. Постановщик из Ирана смело идет по пути кинематографических поисков: замедление-ускорение движения, увеличение-уменьшение масштаба, изменение угла зрения, зритель становится невольным наблюдателем интимной жизни Макбета и его жены.

Шекспир вдохновил и постановщиков «Театра Тела Пьетрагалла-Деруо» из Франции (г. Альфортвиль). Шекспировская трагедия «Ричард II» и тексты Луи Арагона послужили основой для хореографически-драматического спектакля «Быть или казаться», который поставили знаменитая танцовщица и хореограф, легенда Парижской оперы, дружившая с Рудольфом Нуреевым, Владимиром Васильевым, некогда возглавлявшая Марсельский национальный балет (а сегодня создатель собственного театра танца-модерн) Мари-Клод Пьетрагалла и потрясающий по своему страстному темпераменту актер Жюльен Деруо. Спектакль покорил публику на Авиньонском фестивале. Деруо, вдохновенный артист и танцовщик, использует поэзию и сценическое искусство для освобождения чувств.

Из Казахстана приедет Академический русский театр драмы им. М. Горького с постановкой известнейшего европейского режиссера Йонаса Вайткуса «Язычники» по пьесе Анны Яблонской, где задается извечный вопрос о поисках веры и о цене, которую мы платим за наши идеалы. Художественный руководитель Русского драматического театра Литвы, лауреат многочисленных международных театральных премий Йонас Вайткус был участником «Радуги» в самом начале ее пути. Сегодня режиссер представляет современную семейную драму в непривычной форме: минимум декораций, никаких движений, все актеры работают сидя на стульях с закрытыми глазами.

«Электру» Еврипида молодой режиссер Тимофей Кулябин (постановка московского Театра Наций) переместит в пространство зала ожидания современного аэропорта. Здесь, наряду с античным текстом, транслируются новейшие научные теории, противоречащие идее божественного сотворения мира. Поэтому месть Электры и ее брата Ореста из трагического жертвоприношения превращается в хладнокровное убийство собственной матери. Для режиссера важно очистить действия героев от античного фатализма и увидеть живых людей, полных сомнений, чувств и страстей. В роли Электры — Елена Николаева (играющая в паре с Юлией Пересильд), художник спектакля — Олег Головко, ученик знаменитого Эдуарда Кочергина.

"Носороги". "А.Р.Т.О."
“Носороги”. “А.Р.Т.О.”

Свою самую свежую премьеру — спектакль по Эжену Ионеско «Носороги» в постановке Николая Рощина и Андрея Калинина, режиссеров московского театра «А.Р.Т.О.», представит на «Радуге» Санкт-Петербургский ТЮЗ. Это весьма неожиданное прочтение известного произведения драматурга-абсурдиста о драме Личности и умении остаться одному среди ревущей толпы. Зрителей усадят в центр сцены, действие развернется по кругу в пространстве, напоминающем арену цирка, и в какой-то момент зрителю явится носорог…

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство». «Были слезы – больше глаз» .
Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство». «Были слезы – больше глаз» .

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» покажет моноспектакль Валерии Жилиной «Были слезы — больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой. Уникальный создатель «Свободного пространства» Александр Михайлов (первым открывший театральному сообществу на фестивале «Радуга» имя еще неизвестного тогда, а теперь весьма востребованного молодого режиссера Романа Федори), поставил спектакль о встрече трех Странников, трех Душ в Москве зимой 1918-го…

Из Риги приедет моноспектакль «Полет» в постановке Галины Полищук. Актер Андрис Булис, участник «Радуги-2015», написавший пьесу «Полет», скорее не сыграет, а доверительно расскажет зрителям о своей жизни, о детстве, о страхах, о том, чего не успел совершить. А хочется успеть, ведь полет конечен — и времени остается не так много…

Любопытную работу покажет Татарский драматический театр из АльметьевскаРежиссер Искандер Сакаев поставил пьесу Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», использовав в сценографии скупые средства с целью максимально очистить пространство от всего лишнего и найти самый короткий путь к зрителю. Зритель займет место рядом с актерами — на сцене.

Театр им. Савы Огнянова. "Белое на белом".
Театр им. Савы Огнянова. “Белое на белом”.

Спектакль по новой пьесе Майи Праматаровой «Белое на белом» (Театр им. Савы Огнянова, Русе, Болгария) — это история бывшей актрисы, превратившей улицу в сцену. На создание пьесы драматурга вдохновили жизнь и творчество Эмили Дикинсон, одной из величайших американских поэтесс.

В спектакле из Дании «Ромео и Джульетта», который сочинила и исполнила интернациональная группа MishMash, встречаются на молодежной вечеринке два безрадостных подростка и, конечно, влюбляются друг в друга. Здесь соединятся пантомима и акробатика, трагический хор и клоунада.

Знаменитый Тбилисский Молодежный театр им. Н. Думбадзе привозит спектакль «Слава», поставленный по известному сценарию Кристофера Гора (в 1980 году на экраны вышел фильм Алана Паркера, который получил двух «Оскаров»). Театральная работа Мананы Берикашвили, безусловно, будет очень интересна подросткам. Персонажей пьесы — молодых людей, которые учатся в престижном колледже искусств, — объединяет одна цель: они жаждут славы!

Санкт-Петербургский театр «Мастерская». «Идиот. Возвращение»
Санкт-Петербургский театр «Мастерская». «Идиот. Возвращение»

Санкт-Петербургский театр «Мастерская» в спектакле «Идиот. Возвращение» в постановке Григория Козлова дает интересную трактовку образа князя Мышкина — человека, лишенного идеализации, но при этом несущего в себе внутренний свет.

Завершит фестиваль моноспектакль Барбары Высоцкой «Шопен без фортепьяно» Театра из Варшавы Centrala. Показ будет сопровождаться Камерным оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Создатель постановки Михаил Задара заменил фортепьянные части концерта Фридерика Шопена захватывающим драматическим монологом, включил письма композитора и отзывы музыкальных критиков. Публика почувствует: великие люди остаются рядом с нами, если кто-то творчески переосмысляет их жизнь и произведения.

Как всегда, на «Радуге» будет много общения — с режиссерами, актерами, педагогами, театроведами, руководителями театров. В программе круглые столы, дискуссии, мастер-классы, где будет исследоваться взгляд молодой режиссуры на способы сценических решений и поиск нового языка со зрителем.


Елена Добрякова

Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. А.А. Брянцева

Программа фестиваля по датам и времени показов – на сайте ТЮЗа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here