Большой театр кукол отметил 85-летие.
Театр был создан в 1931-м году группой энтузиастов, влюбленных в кукол. Это актеры Нина Комина, Абрам Гак, художник Владимир Комин, музыкант Михаил Аптекарь и Анна Гумилева, вдова знаменитого поэта Николая Гумилева.
Юбилей театра —16 мая. Именно в этот день в 1931 году новый театр показал премьеру — спектакль «Инкубатор».
Среди легендарных руководителей театра — Савелий Шапиро, ученик самого Мейерхольда, Михаил Королев, Виктор Сударушкин, Владимир Маслов, Алла Полухина.
В 2006 году БТК возглавил один из лучших режиссеров и кукольников России Руслан Кудашов, началась эпоха экспериментов. В этом театре можно сбросить с плеч несколько десятков лет и почувствовать себя ребенком, который только открывает мир, поверить в волшебство, в сказку. А можно поразмыслить над сложнейшими философскими вопросами.
— Мы, пожалуй, единственный театр кукол, в репертуаре которого так много «взрослых» спектаклей, — говорит Руслан Кудашов.
Существование надежды
Юбилейные торжества увенчал «Шпиль», спектакль Руслана Кудашова по одноименному роману Уильяма Голдинга.
Писатель, лауреат Нобелевской премии, знаком нам в основном по роману «Повелитель мух», который был экранизирован Питером Бруком и многократно ставился на различных театральных сценах, в том числе у Льва Додина в МДТ. А вот «Шпиль» в России еще не ставил никто.
— Желание сделать спектакль по этому роману появилось у меня давно, когда я еще работал в театре «Потудань», — рассказал Руслан Кудашов журналистам. — История драматичная. Действие романа происходит в XIV веке в городе Солсбери. Настоятель собора Девы Марии Джослин решает возвести шпиль над собором. У собора нет прочного фундамента, это осложняет дело, но Джослин не останавливается ни перед чем. Как мне кажется, роман и, надеюсь, спектакль побуждает задуматься над многими важными вещами. Например, о том, можно ли добиваться цели, пусть даже великой и прекрасной, любой ценой? Что есть гордыня, самоослепление? «Ни одно произведение искусства не может быть мотивировано безнадежностью, сам факт, что люди задают вопросы о безнадежности, указывает на существование надежды», — писал Голдинг. Есть надежда и в «Шпиле».
— Мне кажется, это целебное произведение для многих людей. Оно позволяет нам посмотреть на себя стороны, задуматься над тем, все ли мы делаем правильно, — говорит Руслан Кудашов.
«Шпиль» — спектакль для взрослых. Так же, как библейская трилогия, которая включает в себя три спектакля — «Екклесиаст», «Книга Иова» и «Песнь Песней». О суете и тщете земной, о страданиях и смирении перед лицом судьбы. И о любви, которая сильна, как смерть.
Для взрослых и два спектакля о поэтах: «Александр Башлачев. Человек поющий» и «Высоцкий. Requem». Сейчас идет работа над постановкой, посвященной Иосифу Бродскому. Когда спектакль выйдет, в театре появится еще одна трилогия — поэтическая.
Золотой «Слоненок»
Но большая часть репертуара — сказки, адресованные детям. Есть спектакли, которые помнит не одно поколение петербуржцев, например, знаменитый «Слоненок», поставленный Михаилом Королевым. Специалист по связям с общественность Наталья Сергеевская назвала его «спектаклем-ветераном», ведь в прошлом году «Слоненок» отметил 50-летний юбилей. Несмотря на прошедшие полвека, спектакль сохранился неизменным, даже куклы остались прежними. И фонограмма, которая доносит до нас сквозь годы голоса актеров, игравших премьеру.
Есть и совсем новые спектакли: премьера «Курочки Рябы» для самых маленьких зрителей состоялась 1 мая, в Пасху. Как пошутил режиссер Анатолий Гущин: «Дорого яичко ко Христову дню».
Театр расположен в старинном доме, построенном в 1912 году.
Когда-то дом принадлежал коллекционеру и библиофилу Александру Бурцеву. Сейчас, после реставрации, видно, что потолок в Большом зале театра был стеклянным. Здесь устраивались выставки.
Театр переехал в это здание в 1940 году. Расположенный в старинном доме, внутри театр — очень современный. Здесь — пять сценических пространств. В Большом зале есть кресла с откидными спинками. Опускаясь, они позволяют посадить ребенка повыше, чтобы ему было хорошо видно все, что происходит на сцене. Ступеньки, ведущие в зал, подсвечены светодиодными лампочками. Важно, что в театре все предусмотрено и для удобства инвалидов. Таких мест в Питере, увы, немного.
Куклы не врут
К юбилею в БТК подготовили необычную экскурсию — по закулисью.
Корреспонденты «ВСПб» побывали на ней. Нам показали сцену и рассказали о ее устройстве. Мы увидели и помещения, расположенные под сценой, склады, где хранится реквизит. А затем началось самое интересное — знакомство с различными видами театральных кукол и техникой управления ими. В спектаклях БТК играют марионетки, тростевые куклы, теневые, перчаточные, есть и маски.
Артисты устроили импровизированную сцену в зрительском фойе с красивыми витражными окнами и представили некоторых своих «коллег» — кукол.
Нас покорил жеребенок — марионетка из спектакля Руслана Кудашова «Холстомер», поставленного в 2008 году по мотивам повести Льва Толстого. Поначалу он казался просто серой тряпочкой, но вот артист Сергей Беспалов вспрыгнул на табуретку и сверху начал манипулировать нитями. Произошло чудо — кукла ожила.
— Посмотрите, у него совершенно живые глаза! — сказала замечательная актриса Татьяна Баркова, которая обращалась с куклой с такой нежностью, будто она действительно живая — присела рядом с жеребенком на корточки, гладила его по голове и что-то ласково нашептывала, словно утешала. И, казалось, что маленький Холстомер, который еще не знает, что родился не таким, как «надо» — пегим, отвечает на ее ласку. Нам тоже хотелось погладить, утешить жеребенка, обреченного стать изгоем, на бесконечный тяжкий труд, издевательства, одиночество. Собственно, этот спектакль, как почти все работы Руслана Кудашова, — о человеческой душе, о мытарствах, которые выпадают нам в жизни. Подзаголовок спектакля: «Хроника спасения одной души».
Управлять марионетками довольно сложно, во всяком случае у нас это не очень получилось. С перчаточными куклами, вроде классического Петрушки, который дубасит всех подряд палкой и отпускает подчас довольно злые шутки, иметь дело легче. Как говорят актеры, марионетки — самые благородные, самые изысканные из всех театральных кукол, они управляются сверху — из космоса. А вот перчаточные куклы — снизу, из недр земли.
Если Холстомер вызвал умиление, жалость и сострадание, то Панночка из спектакля «Вий. Хроника падения одной души», которой управляют несколько кукловодов, повергла в ужас. Особенно, когда она, одетая в белый саван, раскинула свои руки и взлетела над импровизированной сценой. Казалось, что она вдруг, прямо на глазах, увеличилась в размерах. Те, кто видел спектакль, утверждают, что на сцене Панночка выглядит даже страшнее, чем в кино.
Куклы — странные создания. Они обитают в пограничном пространстве, между миром живых существ и неодушевленных предметов. Служители театра знают, что даже тогда, когда в театре никого нет, он не кажется пустым и безмолвным. Потому что в нем присутствует куклы. Актеры говорят, что «куклы не врут», не переигрывают.
«Черный кабинет»
В театре Руслана Кудашова есть спектакли, где куклы выступают наравне с живыми актерами. Но есть и чисто кукольные спектакли, когда артист должен уступить кукле место под софитами, а сам стать невидимым. Спрятаться за ширмой. Или слиться с темным фоном, благодаря черной одежде, перчаткам и маске. Нам объяснили, что подобный костюм называется «черный кабинет». Но именно артисты делают кукол живыми, отдавая им часть своей энергии и души.
Мишель Чаплина
Фото Натальи Чайки
***
В ближайших планах театра — «Русское турне»: гастроли в Твери, Вышнем Волочке, Новгороде, Пскове. Спектакль «Песнь песней» приглашен на фестиваль в Таллинн. Ждут БТК также в Шотландии и во Франции.
А в Петербурге осенью в третий раз пройдет «БТК-фест: Театр актуальных кукол», в котором примут участие коллективы из разных стран Европы.