Большой театр кукол отметил 85-летие. 

Театр был создан в 1931-м году группой энтузиастов, влюбленных в кукол. Это актеры Нина Комина, Абрам Гак, художник Владимир Комин, музыкант Михаил Аптекарь и Анна Гумилева, вдова знаменитого поэта Николая Гумилева.

Юбилей театра —16 мая. Именно в этот день в 1931 году новый театр показал премьеру спектакль «Инкубатор».

Среди легендарных руководителей театра — Савелий Шапиро, ученик самого Мейерхольда, Михаил Королев, Виктор Сударушкин, Владимир Маслов, Алла Полухина.

В 2006 году БТК возглавил один из лучших режиссеров и кукольников России Руслан Кудашов, началась эпоха экспериментов. В этом театре можно сбросить с плеч несколько десятков лет и почувствовать себя ребенком, который только открывает мир, поверить в волшебство, в сказку. А можно поразмыслить над сложнейшими философскими вопросами.

Мы, пожалуй, единственный театр кукол, в репертуаре которого так много «взрослых» спектаклей, говорит Руслан Кудашов.

Существование надежды

Юбилейные торжества увенчал «Шпиль», спектакль Руслана Кудашова по одноименному роману Уильяма Голдинга.

Писатель, лауреат Нобелевской премии, знаком нам в основном по роману «Повелитель мух», который был экранизирован Питером Бруком и многократно ставился на различных театральных сценах, в том числе у Льва Додина в МДТ. А вот «Шпиль» в России еще не ставил никто.

Желание сделать спектакль по этому роману появилось у меня давно, когда я еще работал в театре «Потудань», рассказал Руслан Кудашов журналистам. История драматичная. Действие романа происходит в XIV веке в городе Солсбери. Настоятель собора Девы Марии Джослин решает возвести шпиль над собором. У собора нет прочного фундамента, это осложняет дело, но Джослин не останавливается ни перед чем. Как мне кажется, роман и, надеюсь, спектакль побуждает задуматься над многими важными вещами. Например, о том, можно ли добиваться цели, пусть даже великой и прекрасной, любой ценой? Что есть гордыня, самоослепление? «Ни одно произведение искусства не может быть мотивировано безнадежностью, сам факт, что люди задают вопросы о безнадежности, указывает на существование надежды», писал Голдинг. Есть надежда и в «Шпиле».

Мне кажется, это целебное произведение для многих людей. Оно позволяет нам посмотреть на себя стороны, задуматься над тем, все ли мы делаем правильно, говорит Руслан Кудашов.  

«Шпиль» спектакль для взрослых. Так же, как библейская трилогия, которая включает в себя три спектакля «Екклесиаст», «Книга Иова» и «Песнь Песней». О суете и тщете земной, о страданиях и смирении перед лицом судьбы. И о любви, которая сильна, как смерть.

Для взрослых и два спектакля о поэтах: «Александр Башлачев. Человек поющий» и «Высоцкий. Requem». Сейчас идет работа над постановкой, посвященной Иосифу Бродскому. Когда спектакль выйдет, в театре появится еще одна трилогия поэтическая.

Золотой «Слоненок»

Но большая часть репертуара сказки, адресованные детям. Есть спектакли, которые помнит не одно поколение петербуржцев, например, знаменитый «Слоненок», поставленный Михаилом Королевым. Специалист по связям с общественность Наталья Сергеевская назвала его «спектаклем-ветераном», ведь в прошлом году «Слоненок» отметил 50-летний юбилей. Несмотря на прошедшие полвека, спектакль сохранился неизменным, даже куклы остались прежними. И фонограмма, которая доносит до нас сквозь годы голоса актеров, игравших премьеру.

IMG_1507

Есть и совсем новые спектакли: премьера «Курочки Рябы» для самых маленьких зрителей состоялась 1 мая, в Пасху. Как пошутил режиссер Анатолий Гущин: «Дорого яичко ко Христову дню».

Театр расположен в старинном доме, построенном в 1912 году.

Когда-то дом принадлежал коллекционеру и библиофилу Александру Бурцеву. Сейчас, после реставрации, видно, что потолок в Большом зале театра был стеклянным. Здесь устраивались выставки.

Театр переехал в это здание в 1940 году. Расположенный в старинном доме, внутри театр очень современный. Здесь пять сценических пространств. В Большом зале есть кресла с откидными спинками. Опускаясь, они позволяют посадить ребенка повыше, чтобы ему было хорошо видно все, что происходит на сцене. Ступеньки, ведущие в зал, подсвечены светодиодными лампочками. Важно, что в театре все предусмотрено и для удобства инвалидов. Таких мест в Питере, увы, немного.

Куклы не врут

К юбилею в БТК подготовили необычную экскурсию по закулисью.

Корреспонденты «ВСПб» побывали на ней. Нам показали сцену и рассказали о ее устройстве. Мы увидели и помещения, расположенные под сценой, склады, где хранится реквизит. А затем началось самое интересное знакомство с различными видами театральных кукол и техникой управления ими. В спектаклях БТК играют марионетки, тростевые куклы, теневые, перчаточные, есть и маски.

Артисты устроили импровизированную сцену в зрительском фойе с красивыми витражными окнами и представили некоторых своих «коллег» кукол.

Нас покорил жеребенок марионетка из спектакля Руслана Кудашова «Холстомер», поставленного в 2008 году по мотивам повести Льва Толстого. Поначалу он казался просто серой тряпочкой, но вот артист Сергей Беспалов вспрыгнул на табуретку и сверху начал манипулировать нитями. Произошло чудо кукла ожила.

IMG_1626

Посмотрите, у него совершенно живые глаза! сказала замечательная актриса Татьяна Баркова, которая обращалась с куклой с такой нежностью, будто она действительно живая присела рядом с жеребенком на корточки, гладила его по голове и что-то ласково нашептывала, словно утешала. И, казалось, что маленький Холстомер, который еще не знает, что родился не таким, как «надо» пегим, отвечает на ее ласку. Нам тоже хотелось погладить, утешить жеребенка, обреченного стать изгоем, на бесконечный тяжкий труд, издевательства, одиночество. Собственно, этот спектакль, как почти все работы Руслана Кудашова, о человеческой душе, о мытарствах, которые выпадают нам в жизни. Подзаголовок спектакля: «Хроника спасения одной души».

Управлять марионетками довольно сложно, во всяком случае у нас это не очень получилось. С перчаточными куклами, вроде классического Петрушки, который дубасит всех подряд палкой и отпускает подчас довольно злые шутки, иметь дело легче. Как говорят актеры, марионетки — самые благородные, самые изысканные из всех театральных кукол, они управляются сверху — из космоса. А вот перчаточные куклы — снизу, из недр земли.

Если Холстомер вызвал умиление, жалость и сострадание, то Панночка из спектакля «Вий. Хроника падения одной души», которой управляют несколько кукловодов, повергла в ужас. Особенно, когда она, одетая в белый саван, раскинула свои руки и взлетела над импровизированной сценой. Казалось, что она вдруг, прямо на глазах, увеличилась в размерах. Те, кто видел спектакль, утверждают, что на сцене Панночка выглядит даже страшнее, чем в кино.

Куклы — странные создания. Они обитают в пограничном пространстве, между миром живых существ и неодушевленных предметов. Служители театра знают, что даже тогда, когда в театре никого нет, он не кажется пустым и безмолвным. Потому что в нем присутствует куклы. Актеры говорят, что «куклы не врут», не переигрывают.

«Черный кабинет»

В театре Руслана Кудашова есть спектакли, где куклы выступают наравне с живыми актерами. Но есть и чисто кукольные спектакли, когда артист должен уступить кукле место под софитами, а сам стать невидимым. Спрятаться за ширмой. Или слиться с темным фоном, благодаря черной одежде, перчаткам и маске. Нам объяснили, что подобный костюм называется «черный кабинет». Но именно артисты делают кукол живыми, отдавая им часть своей энергии и души.


Мишель Чаплина

Фото Натальи Чайки

***

В ближайших планах театра «Русское турне»: гастроли в Твери, Вышнем Волочке, Новгороде, Пскове. Спектакль «Песнь песней» приглашен на фестиваль в Таллинн. Ждут БТК также в Шотландии и во Франции.

А в Петербурге осенью в третий раз пройдет «БТК-фест: Театр актуальных кукол», в котором примут участие коллективы из разных стран Европы.

ГЛАВНОЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here