Захватывающие сцены нового фильма-катастрофы с умопомрачительным Данилой Козловским вытесняют из памяти старый добрый фильм Александра Митты. 

Волна современного прочтения советской киноклассики вынесла на суд зрителей новый «Экипаж» — Николая Лебедева. Фильм, естественно, обречен на бесконечные сравнения и проведения параллелей. Но следует заметить, что тема жизни в воздухе в замкнутом пространстве салона самолета при постоянной угрозе катастрофы и с оставленными на земле нерешенными личными проблемами довольно хорошо разработана кинематографом. Рядом стоит и «Экипаж» Роберта Земекиса с Дензелом Вашингтоном, и сериал «Пан Американ», и экранизация «Аэропорта» Чейза, и даже где-то наш «Мимино». Всех их объединяет лайнер, его экипаж, угроза в виде турбулентности, извержения, шквала огня или террористов и невозможность соблюдения инструкций в нештатной ситуации. А с учетом того, что предыдущий фильм Лебедева «Легенда № 17» делался практически той же командой, то и с ним напрашивается параллель. Но к чести нового блокбастера, градус его накала не дает наблюдать за происходящим на экране бесстрастно и аналитично. И вообще новый «Экипаж» — о нашем времени, о наших современниках и о ситуациях, в которых мы существуем или можем оказаться.

Летчика Лешу Гущина (Данила Козловский), талантливого, но прямолинейного и порывистого, что по нашим временам только мешает преуспеть в жизни, изгоняют сначала из военной, а потом и из транспортной авиации. Так как без неба для него жизни нет, то скрепя сердце он идет на поклон к отцу (Сергей Шакуров), сочиняющему мемуары авиаконструктору, чьи лучшие времена, видимо, пришлись на советские годы, от которых осталась квартира в высотке, пишущая машинка да привычка носить продукты в авоське (уж явные штампы!). Из нескольких фраз их разговоров вырисовывается застарелый конфликт, и не просто личный, а масштаба отцов и детей, масштаба эпох — советской и нынешней. Но тем не менее папа делает нужный звонок, и Гущин-младший отправляется на собеседование в «самую молодую авиакомпанию». Тут на его пути встает принципиальный и деспотичный капитан Зинченко (Владимир Машков), вполне сумевший взять в узду души прекрасные порывы (о чем красноречиво говорит не сходящее с лица весь фильм суровое выражение, что даже неожиданно для такого многопланового актера), но утративший способность понимать эти порывы у молодых, вследствие чего тоже вступивший в конфликт отцов и детей. Семья Зинченко — это отчасти комедийный момент картины. Уж слишком раболепной изображает его жену Елена Яковлева, на которую деспотичный и дома муж смотрит как на функцию. И слишком закостенелым и однобоким выставляет его отбившийся от рук сын (Сергей Романович), в котором родитель никак не способен видеть взрослого субъекта. Но до подобного рода проблем еще слишком далеко Гущину — он только-только знакомится на автостоянке с девушкой с характером Александрой Кузьминой (Агне Грудите), которая с ходу дает отповедь «мужскому эго», а впоследствии встречается ему в форме пилота, к чему он оказывается явно не готовым. И тут надо отметить очевидный гендерный прогресс нашего общества, зафиксированный фильмом: если в «Экипаже» Митты женщинам не было ходу дальше домохозяек и стюардесс, то теперь отражено их присутствие и среди летчиков, и среди диспетчеров. Правда, не все еще так гладко, и Александра с горечью говорит, что ей надо быть на две головы выше, чтобы только ее посчитали за равную. Да и общественные предрассудки по-прежнему сильны — ну как можно, если заветное «Капитан корабля и экипаж приветствуют вас на борту лайнера…» будет произнесено женским голосом?! Пассажиры не поймут. Далеко пока еще нам до той широты взглядов, что позволит не привязывать профессии к определенному полу. И не только летчиков к мужчинам, но и бортпроводников к женщинам, на чем как раз попался Гущин, приступивший к исполнению обязанностей второго пилота под началом скептически настроенного Зинченко.

В общем, отношения у всех со всеми не задались. И тут подворачивается месячная командировка, в которую отправляют Зинченко, прихватившего с собой Гущина, Кузьмину и даже сына Валеру. В пути их разворачивают, так как они ближе всех к терпящим бедствие на вымышленном острове Канву в Тихом океане, и они превращаются в спасателей. Беды, постигшие остров, изображены с размахом — тут и покрытое трещинами после землетрясения здание аэровокзала, и разрушенная взлетная полоса, и загоревшееся топливо, и охваченные пламенем лайнеры, и потекшая со склонов раскаленная магма — пиршество для пироманов. То ли еще будет! Градус напряжения ситуаций «успеют — не успеют», «дотянутся — сорвутся» зашкаливает, что несомненное достоинство блокбастера! А второе достоинство или, может, даже первое — потрясающе киногеничный Данила Козловский, который хорош и в фас, и в профиль, и в форме, и без (и это несмотря на рейтинг «6 плюс»!). Как замечательно, что теперь у нас есть актер, одним лишь своим появлением в кадре способный компенсировать все надуманности и угловатости сценария, картонность персонажей и несуразность ситуаций.

Придя в себя после просмотра фильма, можно вынести и некоторые небесполезные сведения. О том, например, что загоревшийся двигатель не приговор и опытные летчики знают, как с этим справляться (в американском «Экипаже» герой Вашингтона даже переворачивал для этого самолет и все летели вверх ногами!). Что необходимо всегда брать на борт теплые вещи. И вообще неплохо хотя бы аттракционы посещать, чтобы в случае чего без визга скатываться по надувному трапу…


Светлана КОШЛАКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here