В Соляном переулке на этой неделе праздник: Академии Штиглица, прославленной Мухе, исполнилось 140 лет. 

Здесь открылись сразу пять выставок, посвященных различным этапам жизни художественного вуза, а одному из парадных помещений академии присвоено имя Веры Игнатьевны Мухиной. Оценил юбилейную экспозицую обозреватель «Вечёрки» Алексей ШОЛОХОВ.

Секрет ее молодости

Здесь учились Кузьма Петров-Водкин, Аркадий Рылов, Анна Остроумова-Лебедева, Матвей Манизер. Преподавали Михаил Клодт, Николай Бруни, Георгий Верейский и Николай Тырса…

И ведь совсем недавно в Молодежном зале Академии, где наши режиссеры так любят снимать балы и приемы, был открыт памятник ее основателю, барону Александру Людвиговичу Штиглицу. Однако, несмотря на очевидную необходимость присвоения академии имени ее учредителя, все же нельзя поспорить: все, кто не понаслышке знаком с ее историей, называют школу именем Веры Мухиной или просто Мухой. Этот бренд, несомненно, неоспорим. Его хорошо знают не только в России. Даже самые суровые и циничные международные рейтинговые образовательные агентства, присваивая учебный стаж отучившимся в России специалистам, узнав, что студент учился в Мухе, нострифицируют диплом с весьма существенной форой. Если хотите, это похоже на российское название Мариинки и международный бренд Киров-балета. Стараясь не забывать об этом, на парадной лестнице академии к юбилейной дате и.о.ректора Василий Кичеджи торжественно открыл мозаичный портрет выдающегося скульптора, чье имя стало феноменально качественным брендом школы. И это, пожалуй к счастью, уже очень сложно изменить.

История в жанре таймлайн

Конечно же, Академия Штиглица славится и музеем прикладного искусства, который насчитывает около 30 тысяч экспонатов. И превосходной библиотекой. Но вот в эти дни в рекреации академии устроителями юбилея организована небольшая экспозиция с таймлайном архивных фотографий из жизни вуза за 140 лет, которые ранее не были опубликованы. И увидев ее, на время даже забываешь о неслыханных шедеврах музея и библиотеки. Именно здесь, несмотря на изначально не вполне очевидную значимость таймлайн подборки, и толпятся посетители. На небольших, даже может быть, чересчур небольших, высотой 50 см планшетах представлена история еще молодого, по существу бренда. Ведь та Муха, как мы ее с вами знаем, несмотря на основание Александром Шиглицем в 1876 году, все же воссоздана после вынужденного перерыва в работе в победном 1945-м. В то время городу и стране требовалось новое поколение кадров. Прежде всего для воссоздания и реставрации утраченных в войну архитектурных и декоративных шедевров Ленинграда. И воссозданная школа должна была их подготовить. Поэтому расположенный между корпусами вуза Музей обороны Ленинграда не выглядит инородным элементом в градостроительной ткани Соляного переулка. И сравнивать ее скромное обаяние с 250-летним величием материка Академии художеств, первой художественной скрипки Петербурга, как многие пытаются сейчас, в юбилейные дни, вероятно, не вполне корректно. И все же.

 

Университетская, 17, — Соляной, 13. Диалог длиной в полтора столетия

Проходя по таймлайн выставке, на которой нет привычных имен и отчеств, но есть только фамилии, и этого вполне достаточно, вы поймете, что эти сравнения сегодня совершенно очевидны. Они напрашиваются еще раньше, когда вы проходите перед портретами в соседнем зале перед ректоратом. Здесь собраны все ректоры Мухи, большинство из которых не только закончили Академию художеств на Университетской, 17, но и одновременно с работой в Мухе преподавали в ней. И два из них – архитекторы Яков Николаевич Лукин и Георгий Петрович Степанов — были одновременно ректорами Мухи и профессорами архитектурного факультета академии. Кстати, если вдруг вам удастся прочитать недавно изданные воспоминания Георгия Степанова, вы наверняка узнаете, что в начале 1980-х, когда архитектор уже должен был приступить к должности проректора по учебной работе Института имени Репина, его неожиданно вызвали в Смольный. Первый секретарь Ленинградского обкома партии Григорий Романов беспрекословно потребовал от Степанова занять пост ректора Мухи. «Распустились там все, собери-ка их, Георгий, в твой фронтовой кулак», — так указала партия, командировав известного архитектора, художника, доктора наук в свободолюбивый вуз. Но не тот был вуз, чтобы прогибаться по приказу, не тем человеком был Георгий Степанов, чтобы стать Савонаролой от прикладных искусств. Да и время на дворе, к счастью, уже было не то. В итоге именно в Мухе, к примеру, в середине 80-х в кинозале прошел один из первых концертов группы «Алиса». А знаменитое студенческое кафе на первом этаже, куда без особого труда можно было всегда попасть, служило не слишком удаленным филиалом прославленного питерского «Сайгона». Муху было не согнуть.

Первый главный

Несомненно, современный бренд мухинской школы не представить и без имени другого академиста — Василия Александровича Петрова. В таймлайн фотохронике он выделяется по-особому. Потомственный дворянин, фронтовик. Он начал преподавать в 50-х, а в 1967-м стал первым главным художником Ленинграда. Это ему удалось соединить несоединимое и в 1955-м построить вместе с москвичом Леонидом Поляковым подземный шедевр станции метро «Пушкинская», признанный ЮНЕСКО. Его же руки — открытая в 1957 архитектурная часть аникушинского памятника Пушкину на площади Искусств. Даже суровый академик А.В. Жук и слышать не хотел, чтобы на должность председателя ГЭК на архитектурном факультете Академии художеств, бессменно занимаемую Василием Петровым, претендовал кто-либо другой.

А в Мухе Василий Александрович заведовал кафедрой интерьера.

Эти люди, как и многие другие мастера, представленные на таймлайн хронике в вестибюле перед ректоратом, и есть, как сейчас модно говорить, истинное лицо бренда.

Здесь, конечно, есть и сходство с Институтом имени Репина. И вполне очевидное противоречие. И дело вовсе не в свойствах метода художественной школы как таковой.

Свобода как бренд

Когда подробно рассматриваешь всю экспозицию, понимаешь что общий дух, тенденция, очевидно прослеживаемая в таймлайн хронике выставки, в жанре стоп-кадра (термин, который так любил другой академический ректор Мухи, работавший еще с архитектором Троцким, Яков Николаевич Лукин), — это, конечно, не ремесло, а свобода. Та свобода, которой по определению не могло быть в прочнейших кокоринских стенах Академии художеств или института имени Репина на Университетской, как бы его ни называли. Не могло быть по вполне понятным причинам, приведенным хотя бы в «Далеком — близком» Ильи Репина или в письмах с выставки Исаака Левитана. Свобода, прорывавшаяся поверх барьеров уже не академизма, а идеологии в позднейшее советское время. И сейчас, рассматривая фотографии, где за трудовыми красными знаменами стройотрядов маячат хайрастые студенты с карандашами и кисточками, понимаешь, чем именно она привлекала молодежь. Вступительный конкурс на учебное место в Мухе феноменально зашкаливал до 80, равняясь с соседним легендарным ЛГИТМиКом на Моховой. Поэтому порой лучшие выпускники Средней Художественной школы при Академии художеств, несмотря на тщетные уговоры учителей, массово подавали доки в Муху. Поэтому, вероятно, и бренд, юбилей которого мы сегодня отмечаем, настолько знаменит.

Выставка открыта c 9 до 19 часов, выходной день — воскресенье.

Также в эти дни в Соляном переулке, 13:

  • В Большом выставочном зале открыта выставка лучших дипломных проектов выпускающих кафедр за последние 10 лет. Большинство работ — это изделия из керамики, стекла, металла, мебель, текстиль, живопись, архитектурные проекты, макеты различных предметов промышленного дизайна.
  • Библиотека вуза, которая хранит уникальные фонды литературы по искусству и художественной промышленности, покажет издания, выпущенные педагогами и профессорами академии за 140 лет. В их числе — уникальные каталоги, изданные во времена Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
  • В Папской галерее открыта выставка современных фотографий интерьеров, спроектированных первым директором ЦУТР барона Штиглица, архитектором Максимилианом Месмахером, — туда войдут снимки, сделанные в различных петербургских особняках, в большинство из которых вход ограничен. В галереях второго этажа будут открыты две фотовыставки.
  • Музей прикладного искусства представил в залах экспонаты из своих фондов — классные работы училища технического рисования, проекты Максимилиана Месмахера, а также предметы стекла и керамики, созданные студентами во времена ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
ГЛАВНОЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here