Открывшаяся в Петербургском музее Фаберже выставка самой известной мексиканской художницы — поистине мощное событие для российской культуры. Кало — культовая фигура в мире, по популярности сравнимая с Энди Уорхолом. 

Никогда еще в нашей стране не было столь большой ретроспективной выставки Фриды. На экспозиции представлено 35 живописных работ – это четверть всего ее наследия. За свою не очень длинную жизнь (Фрида умерла в 47 лет) художница создала в общей сложности 143 живописных произведения, не считая рисунков (их сохранилось 250). Работ было бы больше, если бы сама художница не уничтожала их, не удовлетворенная качеством.

С Музеем Фаберже поделились своими коллекциями Музей Долорес Олмедо, частная галерея «Арвил» в Мехико, Собрание Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Ривера, мужа Фриды Кало.

Оживление на выставке с первого дня, народ идет не переставая, но очередей и вышибания дверей, подобных тому, как это происходило на выставке Валентина Серова в Третьяковке, не ожидается: двери крепки, охрана сильна, на входе посетители строго следуют через рамку металлоискателя, в зал с экспозицией проходит строго дозированное количество публики.

Поклонники творчества Фриды, конечно же, видели большинство этих работ — они хрестоматийно известны, отличаются подробным исследованием деталей, пристальным вниманием к объекту, метафоричны, образны, в них много физиологического и мистического. Кало исследовала мир через боль своего организма.

Не секрет, что изначально интерес к творчеству Кало возник во многом благодаря ее драматической судьбе — жизнь не щадила ее, в 6 лет Фрида перенесла полиомиелит, отчего одна нога ее иссушилась и стала короче другой, а в 18 лет она попала в жуткую аварию на дороге, кости ее были переломаны, повреждены внутренние органы. Фрида надолго оказалась прикованной к постели и стала рисовать. Из-за травм стать матерью Фрида не смогла — она познала лишь боль абортов и выкидышей. И эти болезненные темы находили выход в ее работах: надежды смешались с тоской. В своих произведениях она членила себя на органы, отдельно вытаскивала на обозрение внутренность живота, зародыш, вены, волосы прорастали корнями в пол, на котором стояла ее больничная кровать. На одной из самых известных ее картин «Сломанная колонна» Фрида обнажила свой больной позвоночник, изобразив его в виде треснутой античной колонны.

Обмениваюсь впечатлениями со встретившимся на выставке руководителем Инженерного театра АХЕ Максимом Исаевым:

— Как вам выставка?

— Я очень люблю Фриду Кало. Но я все это видел в Мексике. Приятно, что теперь в Питере выставлено так много работ.

— Всегда думала, что картины Кало больше по размеру, а тут они почти все довольно мелкие…

— Рисовать лежа громадные полотна невозможно, Фрида делала это вынужденно. Но для меня они все равно большие, великие.

Куратор выставки Екатерина Лопаткина вполне научно объясняет эффект воздействия картин Фриды Кало:

— В работах художницы есть потенциал монументальности. И зритель как бы сам в своем восприятии увеличивает их. Внутри ее работ целые миры, вселенные. Я уверена, что интерес к Фриде Кало возник не только потому, что у нее была такая трудная судьба. С искусствоведческой точки зрения Кало дала женщине художественный язык. Она была первой, кто начал говорить о том, что женское может быть темой в искусстве. Фрида шла параллельно с американкой Луиз Буржуа. Каждая на свой манер рассказывает свои истории. Обе они и сформировали женский дискурс, сфокусировали внимание на внутреннем мире женщины, были первооткрывателями этого направления в искусстве. В 1986 году Фрида была объявлена национальным достоянием Мексики. А в 1883 году у Луиз Буржуа, хотя ей уже было за 70, состоялась первая персональная выставка (!). Если на работы Кало смотреть даже без знания ее биографии, то само по себе это большое эстетическое удовольствие.

Еще одна из разгадок, почему у Фриды столь небольшие работы, нарисованные тонкими кисточками, — она с детства любила раскрашивать картины отца, а это было кропотливым занятием. Фрида привыкла выполнять все тщательно. На небольших форматах этого можно было достичь быстрее. А времени ей как творцу было отведено совсем мало.

На выставке крутится автобиографический фильм о жизни Фриды, представлено много фотографий из разных периодов жизни Кало, начиная с раннего детства, запечатлены моменты ее жизни с художником Диего Ривера, в которого Фрида была отчаянно влюблена. Путь этой творческой пары состоял из мечтаний о лучшем устройстве мира (оба были коммунистами), борьбы за права угнетенных, за социальную роль искусства. Жизнь их сопровождалась бурями, страстями, ревностью. Ривера был отчаянным бабником, супруги договорились иметь отношения на стороне, и, как известно, у Фриды был роман со Львом Троцким. Брак с Риверой распался, но через год Фрида снова вышла замуж за Диего.

Возможно, в этой неимоверной степени внутренней свободы, умении чувствовать глубоко и страстно, следовать за своим сердцем и выражать это в своем творчестве и кроется разгадка мощного воздействия Фриды Кало.


 

Автор: Елена Добрякова
Фото: Александр Гальперин

Выставка продлится по 30 апреля.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here