В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа открылась выставка «Школа Леонардо да Винчи».

Три картины из частного собрания Петербурга, которые были отреставрированы в Эрмитаже, стоят того, чтобы ради них прийти в музей: «Мария Магдалина» работы Джампетрино, «Мадонна с младенцем» и «Женский портрет» — итальянских последователей Леонардо да Винчи конца XV – начала XVI века.

Это не просто выставка, как сказал на открытии Михаил Пиотровский, — исследование. Действительно, мы видим эти картины не только невооруженным глазом, но можем заглянуть вглубь, под красочный слой. Рядом с полотнами висят фотографии работ во всех возможных лучах — ренгтеновских, инфракрасных, ультрафиолетовых.

Леонардо да Винчи считается величайшим художником в истории человечества. Между тем до нас дошло совсем немного его работ. До недавнего времени считалось, что их гораздо больше.

Вот и Эрмитаж считался обладателем совсем неплохой коллекции произведений великого итальянца. Но в XX веке, когда искусствоведение стало наукой, а на помощь интуиции пришли всевозможные технические средства и новые методы исследования, оказалось, что это не так. И полотна, приобретенные как шедевры Леонардо, написаны его учениками.

Так было с «Флорой», приобретенной Николаем I в 1850 году на аукционе, где распродавалась коллекция нидерландского короля Виллема II, которая в ХХ веке была атрибутирована как произведение Франческо Мельци, любимого ученика Леонардо.

Точно так же произошло со «Святой Екатериной» Бернардино Луини, приобретенной Александром I у Евгении Богарне в 1815 году.

Полотно «Святое семейство» прежде не кто-нибудь, а Стендаль — человек образованный, обладавший утонченным вкусом, считал лучшим творением Леонардо. Которое, как теперь полагают исследователи, написано Чезаре да Сесто,

Поначалу приписывалась Леонардо и картина Джампетрино «Христос с символами Троицы», которая ныне находится в фондах Государственного Эрмитажа. 

Стали ли эти картины хуже, утратив авторство Леонардо? Нет, они остались такими же. Так почему же ими не восхищаются так, как «Моной Лизой» из Лувра или нашими «Мадонной Литта» и «Мадонной Бенуа»?

Тут дело в ореоле, который окружает великого винчианца, в его магическом воздействии, звездном блеске.

До сих пор бытует мнение, что ученики Леонардо всего лишь подражатели великого учителя, имитаторы его творчества. Их (а заодно и их картины) объединяют термином «леонардески». 

Джампетрино – один из талантливейших учеников Леонардо. В Эрмитаже хранится несколько картин кисти Джампетрино — «Мадонна с младенцем», «Христос с символами Троицы» и «Апостол Иоанн». 

Особенной известностью пользуется «Кающаяся Мария Магдалина», поступившая в Эрмитаж от частного лица в 1977 году. Она висит в знаменитом зале Леонардо да Винчи, рядом с «Мадонной Литта» и «Мадонной Бенуа». Здесь, в Эрмитаже, так же как в истории искусства (и в вечности), ученик остается в тени своего учителя. 

Встреча еще с одной его картиной, «Марией Магдалиной», доселе неизвестной широкой публике, ошеломляет.

«Идите на выставку и смотрите картины, смотрите им в глаза!» — сказал Михаил Пиотровский на вернисаже.

У Марии Магдалины Джампетрино — удивительные глаза. Холодные, но словно подсвеченные изнутри, ее глаза смотрят на тебя, куда бы ты ни отошел. Во взгляде таится что-то лукавое, искусительное, недоброе. В отличие от полуобнаженной Марии Магдалины того же художника, которая помещена в зале Леонардо, эта одета в роскошное зеленое платье, которое так эффектно оттеняет ее рыжие волосы. Проведенные исследования позволили прийти к заключению, что «Мария Магдалина» одна из наиболее ранних композиций на подобный сюжет: инфракрасные лучи показали, что Джампетрино не сразу нашел форму сосуда для мирра, который он затем почти без изменений повторял в более поздних работах на эту тему.

Джампетрино нельзя считать только способным имитатором. В его картинах больше мистики, таинственности и какой-то нервной энергии, чем в работах его великого учителя. Художник словно перекидывает мостик от холодноватого совершенства эпохи Возрождения к ломбардскому маньеризму, предвещавшему возникновение стиля барокко. 


Автор: Мишель Чаплина