С 1 января 2016 года согласно федеральному закону № 171-ФЗ оптовики и розничные магазины должны подключиться к ЕГАИС.

Это Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля над производством и продажей алкогольных напитков. Идея создания подобной системы озвучивалась представителями государственной власти еще в 2005 году. Затем данный вопрос был временно отложен в связи с множеством технических недоработок. ЕГАИС предусматривает, что на каждой бутылке помимо акцизной марки будет еще и специальный штрихкод Micro PDF417. Такой штрихкод содержит подробные сведения о том, где напиток выпущен, когда розлит и другую важную информацию. Таким образом, ФС РАР хочет перекрыть дорогу нелегальным спиртным напиткам, ведь каждая бутылка без специального штрихкода будет изъята из продажи. На вопросы «Вечёрки» отвечает Алексей Макаров, президент компании АТОЛ, непосредственного разработчика ЕГАИС.

— Каковы гарантии, что контрафакт исчезнет из продажи полностью?

— На сегодня доля контрафакта составляет примерно от 30% до 60% в зависимости от региона России.

ЕГАИС – единственное спасительное средство, направленное на борьбу с распространением нелегальных спиртных напитков в нашей стране. Если весь процесс оборота алкоголя – от производства до продаж физическим лицам будет контролироваться подобным образом, алкогольный бизнес в России станет максимально прозрачным. А это, в свою очередь, поможет пресекать все попытки сбыта контрафакта.

— У нас часто бывает, что внедрение новшества оборачивается скачком цен…

— Действительно, многие обеспокоены тем, что внедрение ЕГАИС вызовет рост цен на алкоголь. С их точки зрения, подключение к системе — дело более чем затратное для предпринимателей, поэтому они начнут взвинчивать цены с целью компенсировать свои расходы. Однако пока никаких предпосылок к этому нет.

Для работы с ЕГАИС на любой торговой точке понадобится лишь самый обычный компьютер с операционной системой Windows, доступ в Интернет, криптоключ с квалифицированной электронной подписью, сканер для чтения двумерных штрихкодов и специальное программное обеспечение. Более того, больше половины магазинов имеют автоматизированные кассы, которые позволяют с небольшими затратами внедрить ЕГАИС, исключение могут составлять лишь торговые точки в удаленных уголках, где еще есть проблемы с Интернетом.

Стоимость подключения к ЕГАИС сегодня может составлять от 17 до 70 тыс. рублей на магазин с одной кассой. Это – разовые и совсем не большие расходы.

— Если сейчас магазины дружно возьмутся внедрять ЕГАИС, не рискуем ли мы остаться без шампанского к Рождеству?

— Никакого коллапса продаж алкоголя после Нового года не будет!

Сегодняшняя готовность розничного рынка к ЕГАИС достаточно высока, особенно среди крупных сетей. Сети федерального масштаба уже работают с данной системой и, по моим данным, готовы практически полностью.

И если говорить честно, то проблемы с подключением к ЕГАИС малой и средней розницы сильно преувеличены: с 1 января им нужно лишь подключиться к системе, чтобы иметь возможность принимать товар от подключенных к ЕГАИС оптовиков. Никто не требует от ретейлеров с 1 января уже продавать алкогольную продукцию на кассах с регистрацией каждой проданной бутылки в системе, для этого установлен иной срок — 1 июля 2016 года.

Также стоит учитывать, что все магазины сейчас закупают к предстоящему Новому году товар заранее, то есть пока еще по старым правилам — без ЕГАИС.

 

— Как отреагируют компании на внедрение ЕГАИС? Не повлечет ли это уход компаний с рынка и соответственно сужение рынка?

— Сейчас многие предприниматели в сфере алкогольного рынка обеспокоены внедрением данной системы. Некоторые пребывают и вовсе в панике. Считается, что внедрение ЕГАИС в рознице может привести к закрытию многих торговых точек, осуществляющих розничные продажи алкогольной продукции, особенно в маленьких городах и сельской местности. Для малого бизнеса новые требования могут обернуться банкротством. Но даже если мы возьмем максимальную цену подключения магазина к ЕГАИС, на первый взгляд может показаться, что и это очень дорого для небольшой торговой точки в сельской местности где-нибудь в российской глубинке. Однако почему при этом все забывают о прибыли, которую приносят продажи алкоголя? Расходы на ЕГАИС окупятся у любого предпринимателя в кратчайшие сроки! Могу согласиться лишь с одной проблемой: Интернет действительно есть не везде. Но думаю, что в данной ситуации эту проблему будет решать государство.


 

Автор: Светлана Беспалова