23 ноября в KGallery открылась выставка работ Сергея Судейкина.

Персональных выставок этого художника в России не бывало с 1917 года. Искусство мастера фантазий, бурлесков и пасторалей оказалось не ко двору новой власти.

А вот в последние годы интерес к Судейкину на его родине растет, коллекционеры охотятся за его плакатами и эскизами оформления балетов, опер и миниатюр, в которых Судейкин был неподражаем.

Страстными почитателями и собирателями творчества этого мастера стали Нина и Никита Лобановы-Ростовские, известные лондонские коллекционеры, и выдающийся танцовщик Михаил Барышников.

На выставке будут представлены работы Судейкина из этих коллекций, в том числе их нынешним владельцем — Музеем театрального и музыкального искусства. Всего в экспозиции в KGallery — более пятидесяти работ художника музейного уровня из частных и государственных коллекций.

 


Автор: Наталья ЧАЙКА

Обозреватель «Вечёрки» Татьяна Кириллина побывала на выставке, и вот ее впечатления.

Предыдущая выставка Судейкина в России состоялась в 1916 году. Как сказал на церемонии открытия искусствовед Дмитрий Северюхин, Судейкин, эмигрировавший в 1920 году, «оказался в частичном забвении — был очень плохо представлен или вовсе не представлен в наших музеях. Мы почти не знали о том, что Судейкин делал, когда он покинул Петроград. В постперестроечное десятилетие нам пришлось коллективным разумом осваивать культуру русского зарубежья».

Тем не менее даже в советское время сведения о художнике в поле зрения оказывались, особенно если кто-то интересовался русским театром и культурой Серебряного века. Еще живя в Москве, Судейкин основывает объединение «Голубая роза», в Петербурге вступает в «Мир Искусства». Именно он когда-то расписал стены в знаменитом кабаре «Бродячая собака», он же — автор множества рисунков, обложек журналов «Аполлон», «Весы» и «Сатирикон», оформил множество театральных спектаклей, в том числе постановки Мейерхольда…

Уехав за границу, он стал художником знаменитого кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь», затем, уже в Америке, много сотрудничал с «Метрополитен-опера».

«Судейкин — одна из легенд петербургского Серебряного века, хотя его юность прошла в Москве, — продолжил Дмитрий Северюхин. — Его имя связано с петербургской богемой, «Бродячей собакой», камерными театрами, скандальными романами. Может быть, он не был художником первой величины в Петербурге, где трудились в то время корифеи — Репин, Константин Маковский, — но сама его жизнь оставила яркий след в отечественной культуре».

Всего на выставке более пятидесяти произведений живописи и графики из собрания «KGallery» и частных коллекций. «Мы сразу поняли, — сказала в беседе с корреспондентом «Вечёрки» директор галереи Кристина Березовская, — что одних частных коллекций будет недостаточно, надо привлекать крупные музеи». Экспонаты предоставлены Русским музеем, Музеем театрального и музыкального искусства, Музеем-заповедником «Петергоф», Дворцом конгрессов в Константиновском дворце. Особенно представительна коллекция Музея театрального и музыкального искусства: там хранятся театральные эскизы Судейкина, в том числе — 32 эскиза к постановке «Сорочинской ярмарки» в «Метрополитен-опера», которые были переданы в музей Михаилом Барышниковым. Музейный комплекс «Дворец конгрессов» владеет работами Судейкина из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Хотя собственно театральными можно назвать лишь часть работ, все — даже произведения станковой живописи — театральны по сути, они представляют собою некую декорацию — идеальный фон для жизнетворчества, столь модного в эпоху Серебряного века.

Есть на выставке и мультимедийный контент: надев наушники, можно посмотреть и послушать 20-минутную лекцию Дмитрия Северюхина о художественной среде Санкт-Петербурга начала ХХ века. Во втором зале отгорожен угол, где в режиме слайд-шоу демонстрируются фотографии персонажей петербургской богемы. В том числе обеих жен художника — художницы и танцовщицы Ольги Глебовой-Судейкиной и актрисы Веры Шиллинг, ставшей потом супругой Игоря Стравинского; различные архивные документы, просто виды нашего города, соответствующие настроению Серебряного века.

Стоимость входного билета — 200 руб., для льготных категорий — бесплатно.

26 ноября 19.00 — лекция Тамары Галеевой «Дягилев и Судейкин».

Обязательная запись на лекцию по телефону 273-00-56.

Вход на лекцию — по билету на выставку.

«KGallery» открыта с понедельника по пятницу с 11 до 20.00, по субботам — с 12 до 18.00, воскресенье — выходной.


Автор: Татьяна Кириллина