В новом триллере «Кто там?» с Киану Ривзом режиссер Элай Рот противопоставляет социальное и сексуальное и выявляет всю хрупкость благополучного размеренного существования.

Масштабная панорама солнечной субтропической Калифорнии, задействованная уже и в «Основном инстинкте», и в «Малхолланд-Драйв», что должно настораживать, сменяется приближением к дому отдельно взятого пышущего благополучием семейства классом чуть выше среднего: муж — архитектор Эван (Киану Ривз), жена — успешный художник-дизайнер Карен, двое детей и Манки — кажется, бостон-терьер, бесполезное ручное существо, утратившее даже сторожевые функции. Скромное обаяние ясной, размеренной жизни с налаженным бытом внутри дома и аккуратной лужайкой и цветущей бугенвиллеей снаружи, а также маленькими радостями в виде торта в день отца от детей, ворвавшихся в спальню родителей и прервавших невинные семейные ласки. Расплата за поддержание благополучия — Эван не может поехать с семьей на выходные к морю, так как должен закончить проект.

В Калифорнии все же бывают ненастные ночи — и вот Эван, под музыку засидевшийся допоздна над необременительными трудами своими, идет к двери на стук. На пороге — две промокшие, в прилипших к телу майках и шортах, заблудившиеся миловидные девушки. Обычные извинения и просьба позвонить — и вот они уже в доме. Хозяин вызывает такси, но его еще надо дождаться, пока же разрешает воспользоваться сушилкой для одежды, приносит им на смену халаты, с гордостью рассказывает о семье, показывает альбом с работами жены. Знакомятся: темненькая — Джен (Лоренца Иззо), светленькая — Бел (Ана де Армас), горячий латинский темперамент и непременная жвачка во рту. Выслушивает какие-то неубедительные рассказы переглядывающихся девиц о себе, смущается при их раскрепощенных разговорах о сексе, но с охотой демонстрирует, что был когда-то неплохим диджеем. Упускает момент твердо сказать «нет» и, не говоря «да», оказывается втянутым в «любовь втроем».

Поутру застает их в разгромленной кухне — девчонки захотели приготовить ему завтрак, прихватив в свою компанию и Манки. Пытается выгнать, грозит позвонить в полицию. В ответ слышит, что у насильника, и даже педофила, перспектива незавидная, не говоря уже о последствиях измены. Кое-как ему удается усадить их в машину и увезти подальше от семейного гнезда. Разобравшись с беспорядком на кухне и прочими следами пребывания посторонних, потрясенный Эван старается сосредоточиться на работе. Но к ночи они возвращаются…

Режиссер Элай Рот, кажется, вполне уже вышел из-под крыла Квентина Тарантино, где в совместных проектах развивал идею об ультранасилии, переосмысленную в духе постмодернизма, постреализма и пр., и как сценарист и режиссер («Хостелы», «Грайндхаус»), и как актер (сержант Донни Доновитц, по прозвищу Жид-Медведь, в «Бесславных ублюдках» забивающий немцев насмерть бейсбольной битой). Но навыки нагнетать саспенс и показывать пыточную изощренность, естественно, не утратил. Хотя фильм, надо сказать, практически бескровный: использование страха обывателя быть разоблаченным и в дальнейшем потерять респектабельность и положение позволяет из него веревки вить, а к физическому насилию прибегать, только когда тот совсем уж слов не понимает. Синефильская же сущность Рота проявляется в явном отсыле к «Роковому влечению» Эдриана Лайна и «Забавным играм» Михаэля Ханеке. А приверженность современных людей к гаджетам, которые легко можно использовать против своих хозяев, придает сюжету новые краски. Финал в «Кто там» неожиданный и заставляет подумать о далеко идущих последствиях посеянных по ходу действия семенах зла.

Мегазвезда Киану Ривз придает фильму несомненный вес. И хотя «Оскар» ему вряд ли когда-нибудь достанется, смотреть на него никогда не устаешь. Особенно выигрышен он в положении Саида из «Белого солнца…». Напротив, малоизвестные Лоренца Иззо и Ана де Армас выглядят ярко, убедительно, но профессионализма им пока не хватает. Иззо снялась и в идущей сейчас картине Рота «Зеленый ад». Вообще раскрепощенные, беззаботные, зловещие соблазнительницы присутствовали у Рота и в «Хостеле» — видимо, следуют за ним повсюду, подобно злобным фуриям, посланницам антигуманного рока, ищущим новых жертв. Бел, обвораживая Эвана, так и заявляет, что верит в предопределенность их встречи, на что тот, сопротивляясь, все же отвечает: будучи архитектором, считает, что события происходят по собственному дизайну. Что ж, тогда это какой-то невероятный дизайн…


 

Автор: Светлана Кошлакова

Фото: kinopoisk.ru