В Главном штабе продолжается выставка американского фотожурналиста Стива МакКарри «Момент беззащитности», организованная в рамках Года современной фотографии в Эрмитаже.

На экспозиции представлены более 80 работ, которые затем будут переданы в дар музею.

МакКарри объехал множество стран. В своих работах он показывает военные конфликты, исчезающие народы, древние традиции и современность, каждый раз фокусируясь на отдельной человеческой истории — портреты его героев вмещают целый мир. И, пожалуй, портреты — его визитная карточка.

МакКарри стал известен, когда журнал «National Geographic» в 1985 году опубликовал на обложке фото зеленоглазой испуганной пуштунской девочки, снятой им в лагере беженцев в Пешаваре. Фотография настолько выразительна и произвела такое сильное впечатление, что стала символом афганского конфликта и проблем беженцев по всему миру. Личность изображенной оставалась неизвестной, портрет называли просто — «Афганская девочка», а иногда — «Афганская Мона Лиза», настолько неоднозначен ее напряженный взгляд. Лишь спустя семнадцать лет, после свержения талибов, МакКарри удалось разыскать ее и выяснить имя — Шарбат Гула. Естественно, она ничего не знала о своей заочной известности. В 2002 году в журнале вышла статья о поисках Гулы и ее судьбе.

Глядя на яркие портреты, недоумеваешь, как МакКарри устанавливал контакт со своими иноязыкими моделями. Но доверие, безусловно, возникало — и камера ухватывала момент открытости, даже беззащитности в их лицах, таких разных и самобытных, будь то индиец с выкрашенной хной бородой, тибетская девочка в затейливых украшениях или арабская красавица с птицей.

Другие его работы запечатлели диковинные места и страны, но не в открыточном виде, а, скажем так, в ситуационном, может быть, даже в жанровом: мальчик, зачерпывающий воду из отражения Тадж-Махала, дети, играющие в футбол на прибрежном песке, шаолиньские монахи, висящие на тренировке вниз головой, птицы, заполонившие все пространство перед мечетью Мазари-Шарифа, закутанные афганские женщины перед лавкой, где торгуют кедами, гигантские корни, оплетшие строения Ангкора, пастух, разводящий огонь в стволе огромной чинары, собака на залитой муссонами улице, дворец Потала, отреставрированный, выкрашенный китайцами, но без далай-ламы утративший свою сакральность. Из каждой фотографии вытекает целая история. Эти истории, сплетаясь, создают удивительную картину мира, столь самобытного и неповторимого, несмотря на глобализацию…


Автор: Светлана Кошлакова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here