В Музее кукол до 12 декабря — выставка «Сказка сказок», представляющая творчество петербургских художников Анны Опариной и Алексея Казеки.

Анна и Алексей вместе учились в Университете технологии и дизайна, вместе работают над различными проектами. Оба неравнодушны к книжной графике, а также к свободному полету фантазии, когда невозможно ответить на вопрос: «Что это?».

В акварельных листах Алексея Казеки изображения людей или животных соседствуют, например, с музыкальными инструментами. А его бумажные игрушки вообще похожи на всё сразу. Ну, глаза у них есть точно, есть и рты, а каково предназначение всего остального… зато каждая снабжена немудрящим поворотным механизмом и может чуть-чуть двигаться.

В работах Анны явное влияние и прибалтийской, и индийской, и много какой еще культуры. «Сложно сказать, какая именно культура мне ближе, — говорит Анна, — но все-таки могу выделить Индию, Балтию, народы Центральной и Северной Америки. А Леше интересна культура различных аборигенов и Африка».

А еще в работах Анны видно не прошедшее детское увлечение бумажными куклами-«переодевашками»: «В детстве я очень любила играть с бумажными куклами, некоторые из них у меня до сих пор сохранились». И хотя бумажные куклы часто печатают различные издательства, а многие девочки делают их сами, таких кукол вы точно не видели. Одна из них, например, — Фрида Кало собственной персоной. Все наряды, созданные Анной, несут смысловую нагрузку: красное платье напоминает, что Фрида была революционеркой, а белое с красным сердцем и ножницами — о том, что художница попала под автобус и всю жизнь провела в борьбе с постигшими ее в результате аварии недугами. Есть среди кукол и русская красавица, и сказочная фея.

Анна увлекается также бумажными шарнирными куклами, одна из которых похожа на… Пушкина, но художница утверждает, что это получилось случайно. Многие работы на выставке выглядят потоком сознания, художница словно дает волю руке — тяга к рисованию опережает замысел, но мастерство все равно придает «подсознательным» работам цельность. Анна рисует на чем угодно — даже если нет подходящего листа бумаги. Результатом стала большая серия изображений на картонных коробках — ну, тех, которые складываются. Художница их раскладывает и расписывает.

Но, конечно, нельзя сказать, что Анна свои работы не обдумывает, тем более — когда речь идет о книжной иллюстрации. На выставке представлены и работы в жанре «книга художника» — это книги ручной работы, где изображение и текст существуют на равных.


 

Автор: Татьяна КИРИЛЛИНА