Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) в консорциуме со стратегическим партнером Лаппеенранта-Лахти университетом технологий  (Финляндия) разрабатывает уникальную учебную платформу – систему методических материалов и программно-аппаратных ресурсов для обучения технологиям Индустрии 4.0: робототехнике, 3D-печати, Интернету вещей, программированию.

«Наш совместный проект – возможность помочь школам и школьникам в освоении своего рода “грамоты” современного инноватора: умения превратить компьютер или смартфон в блок управления роботом или 3D-принтером, умения самостоятельно написать полезные программы, понять, как общаются друг с другом современные устройства. Обучение детей технологиям современной индустрии – это также попытка рассказать, насколько интереснее использовать компьютер как инструмент, а не как игровую приставку, и насколько быстрый ум важнее быстрого процессора», — подчеркнул Леонид Чечурин, руководитель группы системного инжиниринга Лаппеенранта-Лахти университетом технологий.

О проекте рассказывает Марина Болсуновская, заведующая  лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ.

— Будут ли совместные занятия российских и финских школьников?  Если, конечно, позволит эпидситуаиция?

— Совместных классических уроков мы не планировали. Но будут образовательные лагеря, которые Лаппеенранта-Лахти университет технологий и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого проведут в 2021-2022 годах, соответственно в Финляндии и в России.  Школьники и студенты обеих стран встретятся на тематических мастер-классах, которые проведут учителя приграничных регионов. Дети и подростки смогут вместе придумывать и разрабатывать игры, изобретать и изготавливать 3D-модели, обучаться программированию роботов, изучать технологии Интернета вещей и, конечно же, участвовать в соревнованиях.

В 2022 году СПбПУ организует в рамках проекта российско-финскую олимпиаду по робототехнике. Сначала участники соревнований будут выполнять специально разработанные задания в онлайн-режиме. Затем финалисты уже в оффлайне представят свои проекты экспертам, которые определят победителя.

— Для чего конкретно могут применяться программы? Например, для создания и управления каким-то роботом? Могут ли программы применяться для обучения различным школьным предметам?

— На  конструкторе можно сделать простых роботов, которые зажигают свет, когда становится темно, ищут выход из лабиринта или играют друг с другом в футбол. А можно создавать серьезные «взрослые» проекты, как например, во время международной олимпиады по робототехнике «Робофабрика», которую ежегодно проводят в России наши партнеры по проекту – крупная сеть школ робототехники. Там студенты и молодые специалисты представляют роботов-исследователей морского дна, робототехнический протез руки или умную систему освещения пешеходных переходов.

Чтобы создать и запрограммировать робота, нужно обладать знаниями из программирования, логики, механики, электроники, 3D-моделирования и других смежных областей. А значит, ребенку на практике будет проще понять точные науки, которые в теории изучают в школе, у него появится интерес к тому, чтобы подтянуть знания. Так он сможет легче сдать экзамены по техническим дисциплинам, лучше подготовиться к поступлению в вуз.

— Задействовано несколько петербургских школ?

В проекте будут участвовать около 10 школ из Петербурга и Ленинградской области.

— Отличаются ли навыки владения компьютером и прочими гаджетами у наших и финских детей?

— Нет, дети в Финляндии и России обладают одинаковым уровнем навыков. Более того, рынок дополнительного технического образования  в России развит лучше, чем в Финляндии. К примеру, такого количества и разнообразия кружков робототехники, как у нас, там нет. И если сравнить регионы, участвующие в проекте – Санкт-Петербург, Ленинградская область и Юго-Восточная Финляндия – можно увидеть, что у нас больше детей занимаются в технических кружках, где преподают программирование, робототехнику и другие инженерные дисциплины.

— Что даст это в будущем? Когда ребята станут студентами.

— В мире уже недалекого будущего – в перспективе 10-20 лет – всю типовую, однообразную работу будут делать роботы, поэтому чтобы стать успешным и высокооплачиваемым специалистом, важно уметь управлять роботами, а лучше – создавать их. Перспективные профессии будущего – это продавец роботов, оператор роботов, программист роботов, сервисный инженер роботов, ИТ-разработчик, а также инженер-инноватор, разрабатывающий роботов будущего. Знание робототехники и программирования будут важны в любой специальности: это и архитекторы, и инженеры, и фермеры, и генетики, и работники медицинского сектора, и дизайнеры.

Этот проект реализуется в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия», которая финансируется совместно ЕС и правительствами наших стран.

Он поможет российским детям познакомиться со своими сверстниками из Финляндии, получить новые знания и навыки, более осознанно сделать выбор профессии. Главное отличие нашего проекта — постоянная, многолетняя работа с детьми и учителями.

Мы хотим создать систему научной и инженерной подготовки школьников, чтобы они, уже будучи студентами и специалистами, продолжили создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.

Татьяна Юрьева