Петербургские реставраторы поделились своими открытиями в Красной гостиной Дома журналиста

Роспись потолка-плафона кисти итальянского художника Антонио Виги. Цар­ские и советские гербы полуторавековой и веко-вой давности. Когда восстановители брались за дело, они не могли и представить, какие сюрпризы им готовит симпатичная комната на Невском.

– Нас пригласили полтора года назад, когда в Доме журналиста закипели строительные работы, – рассказал корреспонденту «Вечёрки» художник-реставратор доцент кафедры живописи и реставрации Академии имени Шти­глица Михаил Рогозный. – Рас­писанный плафон начал разрушаться, появились протечки. Наша задача была – обследовать, очистить живописную картину, укрепить. И по возможности – добраться до первичного слоя, если таковой, конечно, найдется.

Стоит сказать, что в первой половине XIX века здание, где сейчас квартирует Домжур, принадлежало генералу Ивану Сухозанету – герою Отечественной войны 1812 года. В 1830-е Иван Онуфриевич пригласил для росписи своих гостиных выдающегося живописца той поры – Антонио Виги, которого в свое время в Россию позвал еще Павел I. Виги с помощниками покрыл потолки комнат росписями с сюжетами из античной мифологии: например, в той же Красной гостиной плафон украшен изображениями богинь Дианы, Флоры, Венеры и Авроры с амурами.

В середине века в этих стенах разместилось Петер­бургское купеческое общество. В начале XX века ему на смену пришли новые хозяева. Что касается самой живописи, то она постоянно подновлялась и в итоге изменилась до неузнаваемости. На месте прежних нежных красавиц и их юных спутников оказались грубо прорисованные изображения, исполненные в темных тонах, – результат работы художников разных поколений (и разного уровня мастерства).

– Около шести месяцев у нас ушло на исследование полотна, – объяснил Михаил Рогозный. – Мы взяли 150 проб краски, изучили их под микроскопом, выявили от трех до десяти художественных слоев разного времени, а главное – обнаружили изначальный подлинник. Часто его ведь уничтожают при первой реставрации. Затем последовала кропотливая расчистка – с помощью хирургических инструментов, слой за слоем…

То, что открылось при достижении подлинника, заставило реставраторов замереть.

– В первую очередь нас поразило качество исполнения, – пояснил Рогозный. – Эта удивительная мягкость красок, нежность тонов. В самих красках использовались натуральные минералы. Некото­рые элементы были украшены сусальным золотом – для создания бликов при огне свечей. Очень тонко прописана анатомия героев, лица, мимика. Форма, цвет, тон – все совершенно, трудно оторвать взгляд! Сегодня вы просто не найдете мастеров такого уровня…

Однако это были еще не все сюрпризы. При исследовании фриза – полосы, окаймляющей верх стены, – выяснилось, что под орнаментами, нарисованными в 50-е годы прошлого века, прячутся… серп, молот и надпись «СССР», исполненные в 1920-е. А под ними – герб Александра II времен Купеческого общества, то есть 1860-х.

Найденные надписи реставраторы решили сохранить как ценное историческое свидетельство ушедших эпох.

Сейчас работы по очистке плафона и фриза продолжаются: спешка в таком ювелирном деле только вредит. А самое интересное, что и в соседних трех гостиных под «современными» изображениями на плафонах прячутся полотна Виги. Когда-то его картины украшали плафон Александринского театра, Инженерный замок, Михайловский дворец. Сегодня они утеряны. Что-то осталось в Эрмитаже, в Главном штабе, но – единицы. Потенциально самым большим наследием великого художника может стать ансамбль плафонов на Невском, 70. Впрочем, сейчас речь об очистке остальных залов не идет: на это могут уйти годы. Пока же мы можем насладиться живописью в Красной гостиной (что уже немало). Окончание работ и ее открытие произойдет весной следующего года.


Фото Натальи ЧАЙКИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: